Разговор о деревне на примере произведений Г. Косынки
Перейдем к анализу произведений «Помолвка», «За земельку», «Политика», «На золотых богов», «Гармония». Время, о котором пишет писатель, было сложным и неоднозначным. И автор стремится показать его таким, каким оно было на самом деле — жестоким и трагическим, да и не всегда понятным до конца его героям.
Все они отстаивают свою правду, добывают в борьбе свое право на счастливую жизнь — кто честно, открыто, а кто коварно, с обманом, а то и силой, запугиванием и пролитой кровью. Обратимся к его рассказам.
В своих произведениях
Они схватились за ножи, Швея вынул браунинг… Пролилась кровь. «Эту долгожданную землю такие бедняки, как Мусий Швея, отдавать не будут. Но и Скорняк и ему подобные не смирятся
Безжалостно развенчивает и невменяемую злость кулака, который возненавидел голодного соседа за его надежду на собственную земельку».
Страстное слово Косынки было выразителем общественных мыслей и пылких чувств, преисполненных борьбы за освобождение человека, за его счастье. «За волю и жизнь. Правдивый путь, товарищ, путь борьбы… Это наш путь», — твердо выбирают свою дорогу бедняки села Шубовки. Революция показала все болячки жизни, а не сумела их решить. Лозунги и призывы: «Отбирай!», «Грабь награбленное!», «Кто не бедняк, тот враг народа!» — не всегда были справедливыми. А потому, когда читаешь рассказ «Помолвка», ощущаешь, что писатель смотрит на мир из общечеловеческих позиций.
Читая новеллы Григория Косынки, можно только удивляться, откуда этот солнцеясный талант, умение проникать глубоко в душу человека. Как непринужденно легко звучит каждое слово писателя, музыкантом плывет каждая его фраза. Так как все идет от жизни, от видения главного, важнейшего — человеческого сердца.
Наверное, после В. Стефаника мы не имеем такого умения у писателя проникать и трепетно открывать крестьянскую душу, психологию земледельца, его большую и богатую внутреннюю красоту.
Вслушаемся лишь в слова простой женщины Мелашки, которая говорит с зажиточным крестьянином: «Как вам сказать,- сказала тихо Мелашка, — Ручаться за Михаила не буду. Его добрая воля: хочет — пусть сватает вашу Наталку, как она пойдет за него. А только кони, телеги ваши, Петр, ни к чему здесь. Вы же, кажется мне, сына моего соединяете, а не кони с телегами? Я не порицаю дочери вашей…
Но вы, Петр, извините меня за слова, такое говорили, что мне слушать стыдно было. Хорошо знаете, что я из трудов своих век прожила, мне теми конями не ездить, а все-таки перепрятывать чужое добро я не буду». Сколько в этих словах человеческого достоинства, простоты, самоуважения, благородства, душевной красоты!
Так как каждая строка, каждое слово на бумаге от большой любви к труженику и большим мучениям его страдающей судьбы. Мы по-людски должны понять и Петра Рудика, который, учился, честно работал, с трудностями разжился, поставил на ноги собственное хозяйство, а теперь должен от всего избавиться. И писатель здесь при остроконфронтационном конфликте находит тот ракурс, который разрешает нам видеть жизнь многогранно и объективно. В этом — сила его таланта. Новеллы Косынки — это выхваченные небольшие эпизоды из жизни села.
Яркие, выразительные, весомые. Писатель умеет так строить свой рассказ, что не только зримо видишь, а и слышишь то, что происходит кругом. Здесь все живет, дышит, волнуется, печалится, радуется… Даже небо не голубое, на все реагирует, на все откликается: «Уже третий день, как ревут пушечные бои над окраинами Медвина; гремит, смеется вражеская артиллерия, а к небу поднимаются кроваво-красные языки пламени из крестьянского жилье…». Так начинает свой рассказ Г. Косынка о трагическом бое бедняков за волю, за жизнь в новелле «На золотых богов».
Рисует зримо, эпически. На нескольких страницах — целая панорама, где бьется красная крестьянская воля, умирает на своих осьмушках и участках, но защищает телами, кровью свое жилье от армии «золотых богов». Вот отважный сельский мальчик Сенька-Пулеметчик «летит солнечной пылью… и строчит умелой рукой по вражеским рядам.
Вот уже пошли в бой с вилами, топорами, а враг — стеной налегает, чтобы разбить крестьянские ряды…». Все пришло в движение. Все ожило, все действует.
Писатель умеет дослушаться и услышать душу крестьянскую, услышать и воссоздать ту боль, то мучение, то горе, которое взывает в течение веков к человеческому уму и чувству.
Произведения Г. Косынки опираются на народную мораль. Писатель хорошо знал жизнь, быт, язык и психологию человека, умел не только наблюдать, анализировать, но и сопереживать. Образы, как правило, раскрываются словно изнутри — в раздумьях, наблюдениях, внутренних спорах.
Разговор о деревне на примере произведений Г. Косынки