Разговор о деревне на примере произведений Г. Косынки

Перейдем к анализу произведений «Помолвка», «За земельку», «Политика», «На золотых богов», «Гармония». Время, о котором пишет писатель, было сложным и неоднозначным. И автор стремится показать его таким, каким оно было на самом деле — жестоким и трагическим, да и не всегда понятным до конца его героям.

Все они отстаивают свою правду, добывают в борьбе свое право на счастливую жизнь — кто честно, открыто, а кто коварно, с обманом, а то и силой, запугиванием и пролитой кровью. Обратимся к его рассказам.

В своих произведениях

писатель через героев раскрывает жизнь, человеческую душу… Мусий Швея собирается на колядование к зажиточному свату. Рин честный, принципиальный и бескомпромиссный, отстаивает интересы бедняков по-своему справедливо, лишь бы никто не смел ставить в укор, что он, Швея, «не правильную политику делает». В столкновении с зажиточными крестьянами, которых давно недолюбливал, не растерялся, ни одним убеждением не поступился!

Они схватились за ножи, Швея вынул браунинг… Пролилась кровь. «Эту долгожданную землю такие бедняки, как Мусий Швея, отдавать не будут. Но и Скорняк и ему подобные не смирятся

с тем, чтобы их земля выскользнула из их рук навеки,- пишет Г. Жулинский, целиком справедливо утверждая: — Григорий Косынка в художественном анализе внутреннего переживания проблемы земли своими героями не допускает никаких компромиссов. Не жалеет ни бедняка, который получил землю и слепо торжествует — утешается, так как он счастлив, а как дальше будет развиваться революция, его не интересует.

Безжалостно развенчивает и невменяемую злость кулака, который возненавидел голодного соседа за его надежду на собственную земельку».

Страстное слово Косынки было выразителем общественных мыслей и пылких чувств, преисполненных борьбы за освобождение человека, за его счастье. «За волю и жизнь. Правдивый путь, товарищ, путь борьбы… Это наш путь», — твердо выбирают свою дорогу бедняки села Шубовки. Революция показала все болячки жизни, а не сумела их решить. Лозунги и призывы: «Отбирай!», «Грабь награбленное!», «Кто не бедняк, тот враг народа!» — не всегда были справедливыми. А потому, когда читаешь рассказ «Помолвка», ощущаешь, что писатель смотрит на мир из общечеловеческих позиций.

Читая новеллы Григория Косынки, можно только удивляться, откуда этот солнцеясный талант, умение проникать глубоко в душу человека. Как непринужденно легко звучит каждое слово писателя, музыкантом плывет каждая его фраза. Так как все идет от жизни, от видения главного, важнейшего — человеческого сердца.

Наверное, после В. Стефаника мы не имеем такого умения у писателя проникать и трепетно открывать крестьянскую душу, психологию земледельца, его большую и богатую внутреннюю красоту.

Вслушаемся лишь в слова простой женщины Мелашки, которая говорит с зажиточным крестьянином: «Как вам сказать,- сказала тихо Мелашка, — Ручаться за Михаила не буду. Его добрая воля: хочет — пусть сватает вашу Наталку, как она пойдет за него. А только кони, телеги ваши, Петр, ни к чему здесь. Вы же, кажется мне, сына моего соединяете, а не кони с телегами? Я не порицаю дочери вашей…

Но вы, Петр, извините меня за слова, такое говорили, что мне слушать стыдно было. Хорошо знаете, что я из трудов своих век прожила, мне теми конями не ездить, а все-таки перепрятывать чужое добро я не буду». Сколько в этих словах человеческого достоинства, простоты, самоуважения, благородства, душевной красоты!

Так как каждая строка, каждое слово на бумаге от большой любви к труженику и большим мучениям его страдающей судьбы. Мы по-людски должны понять и Петра Рудика, который, учился, честно работал, с трудностями разжился, поставил на ноги собственное хозяйство, а теперь должен от всего избавиться. И писатель здесь при остроконфронтационном конфликте находит тот ракурс, который разрешает нам видеть жизнь многогранно и объективно. В этом — сила его таланта. Новеллы Косынки — это выхваченные небольшие эпизоды из жизни села.

Яркие, выразительные, весомые. Писатель умеет так строить свой рассказ, что не только зримо видишь, а и слышишь то, что происходит кругом. Здесь все живет, дышит, волнуется, печалится, радуется… Даже небо не голубое, на все реагирует, на все откликается: «Уже третий день, как ревут пушечные бои над окраинами Медвина; гремит, смеется вражеская артиллерия, а к небу поднимаются кроваво-красные языки пламени из крестьянского жилье…». Так начинает свой рассказ Г. Косынка о трагическом бое бедняков за волю, за жизнь в новелле «На золотых богов».

Рисует зримо, эпически. На нескольких страницах — целая панорама, где бьется красная крестьянская воля, умирает на своих осьмушках и участках, но защищает телами, кровью свое жилье от армии «золотых богов». Вот отважный сельский мальчик Сенька-Пулеметчик «летит солнечной пылью… и строчит умелой рукой по вражеским рядам.

Вот уже пошли в бой с вилами, топорами, а враг — стеной налегает, чтобы разбить крестьянские ряды…». Все пришло в движение. Все ожило, все действует.

Писатель умеет дослушаться и услышать душу крестьянскую, услышать и воссоздать ту боль, то мучение, то горе, которое взывает в течение веков к человеческому уму и чувству.

Произведения Г. Косынки опираются на народную мораль. Писатель хорошо знал жизнь, быт, язык и психологию человека, умел не только наблюдать, анализировать, но и сопереживать. Образы, как правило, раскрываются словно изнутри — в раздумьях, наблюдениях, внутренних спорах.




Разговор о деревне на примере произведений Г. Косынки