Размышление: Единство человека и природы поэзии Богдана-Игоря Антонима
В век высокого технического прогресса мы все чаще встречаемся с фактами жестокого и своевольного вмешательства человека в окружающую среду. Поэтому крайне важно каждому осознать, что отношение общества к природе определяет жизнь будущих поколений. Написанные свыше пол столетия назад, поэзии Б.-И. Антонича и сегодня заставляют призадуматься над философскими проблемами сосуществования человека и природы. Поэт убежден, что человек — плоть от плоти природы, вечной, непостоянной, непревзойденной в своей мудрости и красоте.
Так, в сборнике
Овес, мотыльки и присяги любовников. Весна закрутит хмельно веретена мая.
Еще в первом сборнике поэзий «Приветствие жизни» Б.-И. Антонич провозгласил суть своего миропонимания: «Я — влюбленный в жизнь». И не предавал этому некогда.
Поэт создает собственную философию. Ее важнейшие понятия — солнце, бушевание
Антонич наблюдательным взглядом художника замечает детали, наименьшие штрихи в вечной побежалости природы, старается постичь их сущность. Так же волнует его вопрос о месте человека в неизменяемому всего земного:
Ø Возвратился я, где ольхи и рыбы, где мята, где цветистые стены; и снова целую черные ломти, припав перед солнцем на колена.
Творчество поэт ставит на второе место после матери-земли в стихе «К гордому растению, к себе самого», в котором объединяются раздумья о смысле человеческого существования и сущность искусства. Образное восприятие мира как храма природы и понимание художественных традиций Б.-И. Антонич соединил в поэзии «Вишни». Этот стих напоминает известную пейзажную миниатюру.
Но образы Б.-И. Антонич трактует своеобразно. Здесь и отождествление героя с майский жуком, итак, с природой, и упоминания о вишнях и соловушке как характерные признаки родной земли и источник вдохновения для художника.
Поэт утверждает мысль об органичности литературной наследственности, эстафеты. Это явление естественное, как и цветение вишни, песни соловья, как рассветы…
Стихи Б.-И. Антонича обогащают духовный мир человека, отбивают богатую гамму тонов и красок окружающего мира, убеждают, что счастье человека — в ее гармоническом единстве с природой. Словацкий поэт Микулаш Неврли, который упорядочивал сборник Б.-И.
Антонича в Братиславе, так откликнулся о творчестве украинского поэта: «Его стихи читаются с открытыми глазами удивленного ребенка, с глубоким внутренним волнением». «Его жизнь была короткая и высокое, как мост над узенькой штольней горной бездны. Тучи сомнения и уныния пеленали его не раз, но не помешали смелым мыслям философа и поэта переходить по нему, смотреть из него наокіл и искать взором днища мира», — сказал о Богдане-Игоре Антонича критик. Творчество Антонича — целостный, сложный и интересный мир интеллектуала, который за 27 лет своей жизни был в состоянии достичь того, что другие не достигают и за целую жизнь.
В Сборнике «Большая гармония» властвует последовательная религиозность, которая проявляется в имитировании молитвенной лирики, перепевы библейских псалмов. Следующий сборник «Три перстеня» — будто восхождение из пустоты неба к земле. Здесь находим «приземленные» библейские реалии и священную символику, перенесенную на земные события. Произведения этого сборника пронизанные пантеистическим мировосприятием.
Мы встречаем романтически-идеалистическое трактование природы, даже поклонения природе, когда человек не только не отторгает себя от окружающей среды, наоборот — может, скажем, сознавать себя деревом.
Следующий сборник «Книга Льва» открывает для нас мир Библии. Ее главная идея — встреча с Бог и видение вечности, которое разрешит автору открыть сущность творческого процесса. Антонич обращается к захватывающему процессу собственной мифологизации мира; так например, название сборника можно истолковать в такой способ: Лев — 5-и знак зодиака; означает силу солнца и «прозрачный» огонь.
В алхимии лев обозначает огонь, золото. В геральдике — отвагу и мужество. Наостанку, «Книга Льва» — название Евангелия апостола Марка. Главный мотив сборника «Зеленая Евангелия» — мистика, где слово функционирует как магические заклинания, происходит объединение природы с человеческим подсознанием. В этих стихах поэт исследует цикличность мировой истории и природы, которые выступают здесь целиком религиозными процессами.
В конце концов, в последнем сборнике «Ротации» властвует пессимистическое мировоззрение, предчувствие апокалипсису — конца мира. Колоссальный мировой город возникает как круг катастроф и тюрем, как город-пекло, составленное из примитивных геометрических форм. Как видим, Б.-И.
Антонич воспринимает Святое Письмо как источник собственного мировоззрения. Жемчужина мировой литературы — главный элемент его религиозных поисков.
Размышление: Единство человека и природы поэзии Богдана-Игоря Антонима