Размышление о профессии учителя

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества. Наши первые учителя — это наши родители.

Они дают нам первый, важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, мужества, любви к своей земле, своей Родине, поэтому учителя — мои

родители. Но главное, что я получила от них — это желание учиться дальше, так как сами знания, по их словам, будут моей опорой в жизни, основой моего профессионального успеха, личного счастья. И я им очень признательна за это.

Я принадлежу к тем молодым людям, о которых говорят, что им повезло. Мне повезло с хорошими учителями.

Школьные учителя дали мне крепкие знания, расширили мое мировоззрение, помогли определить свое место в жизни. Большинство из них я могу назвать вторыми родителями.

И Владимир Сосюра в стихе «Анна Ивановна» называет второй матерью свою первую учительницу, которую «любил всем

сердечком малым». Он упоминает ее простоту, скромность, постоянную кроткую улыбку на устах. Анну Ивановну любили и уважали школьники.

Всегда радушная, тихая и ясноликая, она ничем не заставляла нас, но при ней такой был тихий класс, как сад без ветра. Она создала в школе такую атмосферу добра, взаимопонимания, что «будто родительский дом, для нас была сельская далекая школа». Писатель с особой теплотой упоминает внеклассные уроки, на которых Анна Ивановна

…учила нас любит свой родной край, как солнце, как голубизна, как всю природу: знать, какое носят название цветы, не ломать гнездышки и не мучить птиц. Так, рабочий день учителя не заканчивается со звонком

Жизнь учителя — это постоянная работа; самосовершенствование, самоподготовка, работа с учениками, их родителями. Один из стихов, посвященный молодой сельской учительнице, так и называется «Труженица». Поэт создал выразительный образ народной интеллигентки, которая самоотверженно работала для народа. Учительница «рук и на время не опускала»:

В непогоду, стужу Зайдет в хату нуждающуюся, Словом всех поприветствует. Даст, когда надо, совет, подскажет как лучше. Она умерла.

Смерть учительницы-труженицы вызвала глубокую печаль крестьян. Грабовский пишет, что, когда гроб опускали в могилу, «горько родители зарыдали, аж надрывались малые», а на поминках «как-то не складывался гул, даже некоторые не пили». Поэт показывает, что для детей народная учительница была ясным светом в пасмурной и темной жизни села: Печально собрались детки возле немого гроба; Потеряли мамочку сиротки, Потеряли луч они. Такое почитание — разве не наивысшая оценка нелегкой учительской работы?

Только пусть лучше эту признательность наши учителя имеют на протяжении жизни, так как это наибольшая для них награда. Вспомним, с каким чувством получал письма своих бывших учеников старый учитель Трофим Иванович — герой стиха «Учитель»:

Учитель пойдет тихо по дубраве, На каждом слове перетомит глаза… Те голоса вспомнит полнозвучные, Соседям гордо скажет: — Пишут ученики. И сам поэт с любовью упоминает своего учителя: Куда я не пойду, куда не гляну…

И где бы не был, где бы не искал дороги, Я не забуду учителя старика…

Тарас Защелочной, главный герой романа Малиновый звон», считал, что учитель — это человек, который все знает, видит, понимает, который живет не для себя, а для народа. К учителю всегда особое внимание: на него смотрят ученики, их родители. И каким же надо быть человеком, чтобы заслужить всенародный почет.

Защелочной упоминает своего сельского учителя, к которому всегда с всякими вопросами шли крестьяне, так как «он один был у них и советчиком, и защитником». «Так сказал учитель» — эти слова были последней точкой в любом споре, при решении любой проблемы.

Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».




Размышление о профессии учителя