Размышление: Вольтер и история на примере произведения «Простак»

Однажды я взяла в руки философские повести и драмы французского писателя XVIII столетия Вольтера. Все известные люди в Европе называли его «фернейским мудрецом» — он жил в имении Ферней. Писатель и философ уединился здесь от людей для того, чтобы написать свои произведения, известные сегодня всему миру. В этих произведениях Вольтер затрагивает почти все важные вопросы человеческой жизни — свободы, справедливости, равенства, любовь, веры.

Его саркастический смех и острые выражения знал и простой народ, и высшие чиновники, и короли,

его произведения долетали с Фернея и в Париж, в Константинополь и в Петербург. Вольтер имел незаурядный ум и понимал многие науки, благодаря которым смог понять суть проблемы, недоступные другим деятелям-современникам. Каждое утверждение он подвергал сомнениям, отыскивая ее величественность Истину.

Очень много времени он уделял изучению исторических фактов, так как понимал, что именно там, в прошлому, можно найти ответ на вопрос о будущем.

Герой повести Вольтера «Простак» — юноша Гурон — красивый молодой человек, который по воле судьбы оказалась в «цивилизации». Его чистый и необразованный ум

не знает Истории общества, искусств и наук. Через историю Гурона Вольтер рассказывает историю развития всего человечества. Изучая в Бастилии среди других наук историю, он пишет:

«Думаю, что народы длительное время были такими, как я, что поздно достигли образованности, вдоль многих возрастов они думали только об сегодняшнем дне, прошлое их совсем не интересовало, а к будущему они были равнодушные…»

Вольтер языком Гурона говорит о небрежении его современниками историей, и историей своей семьи: «Никто не знает, что делал его Прадед…», — говорит он. Гурон изучает историю Китая и видит свидетельство существования китайской культуры и развития там искусств и наук: «Этот народ уже пять тысяч лет тому был единый и процветал…» Смех Вольтера вызывают легенды о происхождении народов, которые, в отличие от китайцев, за времена Вольтера приписывали себе сказочное происхождение: французы — от какого-то Франко, Гекторова сына, римлянине — от какого-то фригийца, в Египте десять тысяч лет жилы боги, а в Скифии — бесы, от которых пошли гунны!

Во многих произведениях Вольтер затрагивает историю Франции, которая преисполнена ужасных событий, крови и смерти. В драме «Орлеанская Дева» он насмехается с образа героини Столетней войны Жанны Д’арк, и так, что Вольтеру современники говорили, что

Поэт «насмеялся из Жанны, обошелся с ней более жестоко, чем епископ Бове, который сжег ее на костре». Так, Вольтер показал ее в очень фривольных тонах, и смеялся он не с девушки из народа, которая верила в свою патриотичную и отвоевала Францию и без страха дала себя сжечь ради веры и Франции. Он смеялся из того, как исказили ее победу церковные проповедники, которые объявили о ней после того, как сожгли.

Эта поэма не помешала французам любить свою Жанну, тем не менее покачнула основания веры французов в безгрешность церкви.

Гурон в «Простаке » превыше всего заинтересовался историей Рима — «зрелище захватило душу», — говорит Вольтер. Гурон «пламенел, народом, которым на протяжении семи столетий владел страстью и славой». Однако после чтения исторических книг мир начал казаться Гурона очень злым. «История — это, прежде всего картина преступлений и несчастий. Люди исчезают на ее великоватой сцене.

Действующими лицами становятся порочные властители. История, наверное, только тогда интересная, когда является трагедией, которая очень неинтересна, если ее не питают страсти, воровство и большие ненастья…»

Что же, над некоторыми мыслями большого философа интересно задуматься и сегодня.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Размышление: Вольтер и история на примере произведения «Простак»