Размышления над судьбой человечества в романах Герберта Уэллса

Фантастика Уэллса направлена в будущее, но и связана с современной писателю действительностью. В «Машине времени» и «Войне миров» возникает пасмурная картина будущего, когда научные открытия и технические достижения оборачиваются против человека и человечества. В «Машине времени» действие происходит в девятом тысячелетии нашей эры. Герой осуществляет полет сквозь время — из настоящего в будущее.

В полете он представляет себе людей будущего счастливыми и радостными. Но, приземлившись, путешественник видит совсем другое.

Люди будущего разделены на два лагеря — элоив и марлоков.

Грациозные, утонченные элои живут на поверхности земли, наслаждаются солнечным светом, красотой природы, они забавляются и развлекаются, а в это же время глубоко под землей тяжело работают обезьяноподобные существа — марлоки. Непосильная работа сгорбила их спины, затмила ум, подземный мрак сделал их слепыми. Марлоки уже не похожи на людей.

Но и элои тоже вырождаются, ведя бессодержательное существование. Они превратились в беззащитных и никчемных существ, полностью зависимых от марлоков. Среди ночи марлоки выбираются из-под земли и пьют кровь

элоив.

Противоречие между теми, кто работает, и теми, кто живет работой других, доведено до края.

В «Войне миров» речь идет о нападении марсиан на Землю, на жителей Англии. Марсиане намного опередили землян в развитии техники. Они первыми изобрели межпланетные корабли и прибыли на Землю.

С помощью разрушительных тепловых лучей они уничтожают города, леса, все живое. Продвигаясь по Земле, они оставляют за собой безжизненные пожарища. Спокойно и планомерно происходит уничтожение человечества.

Марсиане превратились благодаря своим изобретениям в усовершенствованные машины, снаряженные аппаратом мышления и очень развитыми верхними конечностями. Мозг и рука — вот главное у марсиан. У них нет переживаний и чувств, они работают 24 часа в сутки, не требуя отдыха и сна.

Они избавились от половых отличий и размножаются почкованием.

Уэллс пишет о том, что и люди когда-то тоже станут такими: «Мы с нашими велосипедами, коньками, пушками, ружьями и т. д. лишь начинаем тот эволюционный путь, который марсиане уже прошли». Подчинятся ли люди этой жестокой силе механизированных захватчиков? Фантастические, зловещие образы марсиан возникают на фоне будничной жизни.

Принцип объединения фантастики с бытовыми реалиями Уэллс использовал и в романе «Невидимка», в котором рассказал трагическую историю ученого Гриффина. После многих лет научных исследований Гриффин открыл секрет преобразования человека в «невидимку». Свое изобретение он испытывает на себе. Став невидимым, герой получает огромную власть над людьми.

Но Гриффин — убежденный индивидуалист и тайну своего открытия старается использовать исключительно для удовлетворения собственных интересов. Он одинокий, и в трудную минуту ему не на кого положиться. Уэллс побуждает задуматься над причинами, которые породили холодный эгоизм в душе талантливого человека и блестящего ученого.

Таким его сделали условия жизни, среда, которая окружала Гриффина. Вечная погоня за деньгами, недостаток внимания и помощи, пребывание среди людей, которые живут по закону «человек человеку — волк», — все это оказывало содействие развитию индивидуализма, преобразованию Гриффина в преступника. Но вместе с тем он — жертва ограниченных и злостных обывателей, которые травят и преследуют ученого. Гриффин чувствует себя загнанным зверем.

Он как ученый, так же, как и его открытие, никого не интересуют. В нем видят опасного нарушителя покоя, его боятся и убивают. Против Гриффина восстает жестокая и тупая сила толпы, которая, в конце концов, уничтожает его.

Уэллс размышляет над судьбами человечества, придавая важное значение моральному аспекту решения затронутых проблем.

В романе «Первые люди на Луне» речь идет о полете на Луну жителей Земли — исследователя Кейвора и писателя Бедфорда, который выступает в роли рассказчика. Кейвор размышляет над созданием вещества, «непроницаемого для всех форм лучевой энергии» и благодаря этому свойству «способного преграждать влияние притяжения». Такое вещество сможет защитить от сил притяжения Земли и Солнца. Кейвор добывает это вещество, так называемый «кейворит». Двое землян взлетают в небо и двигаются «так быстро, будто снаряд, выпущенный в безграничное космическое пространство».

Перед ними открываются новые миры, они приспосабливаются к невесомости. Вот они сходят на поверхность Луны, и в голове Бедфорда рождаются мысли и возникают планы: «Какая чудесная колония для нашего избыточного населения!», «Мы должны аннексировать Луну не колеблясь!».

Он мечтает о создании акционерного общества «Бедфорд и компания». Вместе с тем Кейвора беспокоит совсем другое: «Правительства и государства, попав сюда, будут воевать за господство над лунными территориями… Это усилит вооружение и создаст новый прецедент для войн.

Если я раскрою мою тайну, эта планета… в скором времени будет покрыта трупами». Кейвор не хочет, чтобы его открытие было использовано с военной целью.

Он считает, что люди еще не стали достаточно мудрыми для того, чтобы рационально распоряжаться лунными богатствами. «Зачем им новая планета? Что сделали они со своей собственной планетой? Поле вечной битвы, арену вечной глупости…

Нет, наука и так уже очень много натворила, куя оружие для безумцев». Герой Уэллса, как и сам писатель, предвидит возможность использования научных открытий с антигуманной целью и считает необходимым предотвратить возникновение войн, в том числе и космических.

В романе «Пища богов» речь идет об изобретении особой субстанции, которая оказывает содействие быстрому росту живых организмов, превращая людей в гигантов. Автор сразу же ставит вопросы о судьбе такого открытия. Как будут складываться отношения новорожденных гигантов — Детей пищи — с обществом? «Мы появились очень рано… мир был совсем не готов к нашему появлению и даже к появлению менее значительных гигантов, которых породила пища», — говорит ученый Редвуд.

Дети-Гиганты оказываются в трагической ситуации, хотя они и «ощущают в себе безграничную силу для больших дел». Научное достижение приводит к бедствию.

Творчество Уэллса оказало значительное влияние на развитие современной научной фантастики. Как и Уэллса современных фантастов интересует проблема судьбы человека и человечества при тех новых условиях, которые возникают и будут возникать благодаря новым научным открытиям. Тематическое перекликание, трансформация идей и некоторых образов Уэллсовских романов заметны в творчестве А. Кларка, Дж.

Виндема, А. и Б. Стругацких, а также других писателей-фантастов, которые развивают идеи преобразования мира с помощью научного знания.




Размышления над судьбой человечества в романах Герберта Уэллса