Размышления о судьбах страны и мира в романе «Хождение по мукам»
Если в «Петре Первом» главенствующее место занимали подлинные исторические личности, то в «Хождении по мукам» сюжетно-композиционное построение определяют персонажи, созданные фантазией художника. Правда, во второй книге эпопеи хроникальное начало теснит вымышленное повествование. Массовые картины, сцены боев и митингов, образы красноармейцев и командиров, белогвардейцев представителей контрреволюционного анархистского движения выписаны крупно и впечатляюще. Исторический поток эпохи захватывает в свою стремнину основных
Плотная бытовая живопись, определявшая стилевую тональность первой книги, соседствует с широкой батальной фреской, проникновение в интимную область человеческих переживаний — с философско-публицистическими размышлениями о судьбах страны и мира.
«Хождение по мукам» — не просто роман о первых шагах революции в России. Многозначительна концовка романа. Заключительные эпизоды — присутствие героев на заседании съезда, происходящего в Большом театре, где доклад об электрификации
В публицистике Толстого зарождались многие из тех сатирических образов, которые затем получат широкое распространение. Так, например, уже статья, напечатанная 15 июля 1941 г. в «Правде» и озаглавленная «Блицкриг или блицкрах», передавала в оригинальной публицистической форме с использованием народной этимологии идею неминуемого крушения гитлеровского нашествия. Наводившее оцепенение и ужас на Европу фашистское измышление — «блицкриг» — резко снижалось в этой статье, осмыслялось комически.
В эти годы А. Толстой хорошо понимал, что жизнь в новой России налаживается медленно, впереди еще масса трудностей. Подхватывая горьковскую традицию разоблачения копейки как новоявленного солнца на небесах дореволюционного мещанина, писатель находит свои образы — символы для воплощения тревожившей его мысли.
Размышления о судьбах страны и мира в романе «Хождение по мукам»