Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»
Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Рассказ «Матренин двор» Напечатан в 1963 году.
Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Купловского района Владимирской области. По
Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности.
В благословенном уголке России с возвышенным названием
«Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом». Матрена оказывается «самим символом нутряной России». И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу.
Только ему она рассказывает о своем горьком прошлом, только ее открывает он, «что много провел в тюрьме». Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы.
Как и Матрену, жизнь научила Игнатича «не в еде находить смысл повседневного существования»; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому ее нехитрый быт становился и его бытом: «Комнату мы не делили». В Матрене все просто, все человечно, а значит — красиво.
Солженицын не дает развернутого портрета Матрены. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз.
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое». Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу.
Все ее хозяйство — это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она «не имела», у нее «не было», она ни за чем «не гналась». Матрена не ощущает своего одиночества, потому что день ее заполнен делами, помощью другим, причем бескорыстной.
Она «праведница».
У нее совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают ее золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие ее скудное имущество.
Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Матрена была больна, но «не считалась инвалидом», она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне». Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа.
Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему — она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются ее добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрена придешь мне пособить».
Сами же односельчане не только не помогают Матрене, но дружно осуждают ее именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрена остается в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрены проявляется в ее речи.
Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Однако при жизни Матрены Игнатич не сумел до конца понять ее, подчас не замечал ее присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь ее духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.
Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, — «простота, добро и правда».
В своих поисках «нутряной России» герой не находит «идеального» народа с его патриархально — праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, — личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа — «Не стоит село без праведника». Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой.
Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений.
Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный, или каша ячневая. Поэтому редактор журнала Новый мир А. Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина.
Облетели листья, падал снег и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег.
И одна революция.
И другая революция. И весь свет перевернулся.
В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт. Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.
Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным тол стал скуден и беден. Колхозники до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.
Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие ее гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором лучезарная, добрая, извиняющаяся улыбка Матрены. Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.
Все здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал далекий шум океана, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена невидимо металась и прощалась тут с избой своей. Любимые фикусы заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре.
Испуганной толпой замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы… Историю жизни Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины наиболее выразительная, вопиющая.
Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрена убого, бедно, одиноко потерянная старуха, измотанная трудом и болезнью.
Родные почти не появлялись в ее в доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием дружно осуждали за это. Смерть героини это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрена.
Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрена умирает и погибает вся деревня: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город. Ни вся земля наша.
Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»