Разные грани мира в лирике Максима Рыльского
Многогранный талант М. Рыльского оказался прежде всего в поэзии. Слишком рано проявилось у него влеченье к литературному творчеству. Этому способствовала и окружающая обстановка, и живописное село Романовка, где жил будущий большой поэт.
Здесь он начал познавать мир как «таинственную, едва раскрытую, книгу». Разные грани этого мира — «стоголосое поле», «белая гречиха», «ветер кудряв», «садик, который белеет цветом и тихо роняет лепестки», цветения сирени, гуденья «веселых пчел», — потом естественно войдут
Душу его смущает несчастливую любовь, неясность перспектив, недовольства, жизнью. И все же в ранних поэзиях Рильского брало верх здоровое начало.
Главный мотив у них — бодрый, жизнеутверждающий. Автор рисует реалистичные картины природы. Привлекает
Поэт сочувствует жнецам, которые от тяжелого труда «потом укрылись», просит жаворонка развлечь «человеческую тоску» звонкими песнями. Поэт утверждает, что художник своим творчеством должен служить трудящимся. Свыше ста пятидесяти стихотворений составили вторую книжку Рыльского «Под осенними зорями» . Природа родного края — главный образ стихотворений этой книжки. Есть здесь еще незрелые, подражательные стихотворения, но есть и настоящие поэтические шедевры, которые волнуют нас и поныне:
На белую гречиху упали росы Веселые пчелы отгудели Замолчало поле стоголосое В объятиях золотой мглы.
Светлыми чувствами живет лирический герой миниатюры «Поле чернеет. Проходят тучи…» Сердце его отсвечивает радостью: наступила весна! Чувствуется, что он влюблен в родную землю, что он любит жизнь. Короткие повествовательные предложения изменяются окликами, а затем вопросами. Разве же можно безразлично созерцать весеннюю красоту родного края?
Поэтому и вырываются из груди слова вдохновленной любви: «Земля! Как тепло нам с тобой!» Стихотворение с его прозрачными тонами и красками наполняет сердце читателя радостью жизни. В произведении «Яблоки дозрели…» все дышит щедростью благодатной нашей осени, богатством яблоневых садов, желтых осенних нив, дозрелостью человеческих чувств, когда даже разлука с любимой воспринимается как закономерное развитие жизни во всей его полноте. Всего 12 строк, а перед нами будто открывается пространство убранного осеннего поля и бескрайнего неба. Жизнь прекрасна и нет конца этой красоте.
Образ спелых яблок олицетворяет мудрость и покой души героя во время расставания.
Гей, поля желтеют, и синеет небо Плугарь в поле едва маячит… Поцелуй в последний раз, обними в последний раз; Умеет расставаться тот, кто умел любить.
Взгляды М. Рыльского на задание поэта и поэзии воспроизведены в сборниках «Где сходятся дороги» и «Гомон и отзвук». Они засвидетельствовали, что художник начинает отрицать вечность и неизменность эстетичных законов. Лишь дураку кажется, что те же цветут цветы, и что то же небо на землю плещет голубое вино.
В стихотворении «Лодка» он призывает художников изучать жизнь, остро ловить «изменения дней и лет», отбрасывать детали, чтобы потом собирать «пышную золотую пшеницу больших дум и фигур ясных».
Следовательно, уже первыми своими произведениями М. Рыльский властно заявил, что в украинскую литературу пришел поэт, который имеет свой замечательный, неповторимый голос. Задумчиво-сердечный лирик, он погружается в мир красоты, природы, любви. «Красота и мысль — две сестры-близнецы», — утверждает М. Рыльский. Ранние стихи М. Рыльского — это лирические шедевры, в которых отбита глубина и искренность чувств, изысканность высказывания, смелое переосмысление классических мотивов, тем, героев, раскрыт богатый внутренний мир лирического героя.
Разные грани мира в лирике Максима Рыльского