Развитие литературы Г. Р. Державин

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная острыми классовыми столкновениями, воздействие революционных событий за границей обострили классовую борьбу и в литературе. Появляется много писателей из самых различных общественных слоев. Среди писателей этого времени мы видим и высшую знать, возглавляемую самой Екатериной II, и представителей среднего и мелкого дворянства, и мещан, и даже крепостных крестьян.

Классицизм в значительной степени видоизменяется, возникает новое направление в литературе и в искусстве — сентиментализм

крепнут и развиваются начатки правдивого изображения действительности.

Показательно в этом отношении творчество одного из самых выдающихся поэтов XVIII века — Гавриила Романовича Державина.

Дворянин по происхождению, Державин был сыном своего класса и по своим убеждениям был защитником дворянской монархии.

Жизненный опыт Г.

Р. Державина был богат и разнообразен. Он начал свою службу рядовым солдатом, а закончил ее министром. По своей служебной деятельности он соприкасался с жизнью разных слоев общества, от простого народа до придворных кругов.

И этот богатый жизненный опыт широко отражен Державиным,

человеком честным и прямым, в его творчестве.

Державин писал оды, посвященные и Екатерине II, и событиям придворной жизни; оды, прославлявшие победы русского оружия в XVIII веке, великих полководцев — Румянцева, Суворова; оды, воспевавшие природу.

В этих одах Державин во многом отошел от правил классицизма. Так, например, в оде «Фелица» классицизм проявляется в зарисовке образа Екатерины II, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды десятистрочной строфе. Но вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении раз-Ные жанры, Державин здесь соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. При этом вельможи были так правдиво зарисованы, так: были подчеркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина, сразу же узнали в них определенных лиц.

Большим новшеством было введение в оду личности самого автора, с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.

Нарушал строгие правила классицизма и язык,, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию трех стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые, и даже встречаются строки «низкого штиля»: «И сажей не марают рож».

В оде «Фелица» легкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.

Ближе к Ломоносову стоит Державин в своих одах, посвященных прославлению побед, одержанных русскими войсками. Здесь речь поэта приобретает торжественно-приподнятые тона, применяются чрезмерно преувеличивающие эпитеты, сравнения и метафоры. Державин прославляет выдающихся полководцев своего времени — Репнина, Румянцева, Суворова, особенно последнего. Но главным героем его победно-патриотических од является русский солдат, русский народ.

С патриотическим воодушевлением говорит Державин о героизме и стойкости русского солдата, о непобедимости России.

Русский народ в изображении Державина — не захватчик чужих земель, а защитник своей родины и освободитель порабощенных Наполеоном народов Европы. В оде «На переход Альпийских гор» поэт, обращаясь к народам Западной Европы, говорит:

Воюет Росс за обще благо, За свой, за ваш, за всех покой.

Державин не только воспевал то, что, по его мнению, укрепляло государство, но и обличал придворно-вельможную знать, которая «несчастных голосу не внемлет». С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной:

Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.

В оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Забота Державина об общественном благе, его смелое обличение несправедливости, стремление к жизненной правде в изображении человека и русской действительности — эти сильные стороны его поэзии — оказали влияние на дальнейшее развитие русской литературы, они-то и привлекли к нему внимание и декабриста Рылеева, и Пушкина.

Сам Державин в оде «Памятник», провозглашая свое право на историческое бессмертие, указывает, что он первый в одах заговорил «забавным русским слогом» — легкой, простой, полушутливой разговорной речью. Считает он своей заслугой и то, что «дерзнул… истину царям с улыбкой говорить».




Развитие литературы Г. Р. Державин