Развитие образного мышления школьников на уроках литературы

Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на класси­фикационные «полки». Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, на­уки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логичес­кого и образного восприятия, мышления и познания мира при помо­щи художественного текста. Развитие эмоционально-образной и интеллект,

рассудочно-рациональ­ной сферы личности школьника возможно при условии интегративного подхода к анализу текста художественного произведения.

Речь должна идти о «переживании» знаний о природе, обществе и чело­веке, осознании личностного смысла этих знаний и, наконец, об оп­ределенной энергетике этого знания, без чего не может быть дей­ственной нравственной позиции и поступка.

Современная методика преподавания литературы стремится найти ту середину, тот подход, ко­торый позволяет не противопоставлять академическое и школьное литературоведение, а синтезировать задачи научного и школьного анализа.

В связи с этим особого внимания заслуживает интегративный подход к обучению школьников анализу художественного тек­ста. В течение многих лет методические поиски решения этой за­дачи находились в области межпредметных связей, о которых писа­ли в свое время М. А. Рыбникова и Н. И. Голубков.

Межпредметные связи — это пед категория для обозначения синтезиру­ющих, интегративных отношений между содержанием, формой и методам учебно-воспитательного процесса. В настоящее время уче­ные считают самым низким уровнем взаимосвязей межпредметные связи, а самым высоким — уровень интеграции. Реализация идей гуманизации и интеграции предполагает выход преподавателя за рамки собственного предмета, когда учитель способен осмысли­вать материал с философской, культурологической позиции, осозна­вая место своего предмета в системе культуры. Осуществление интегративного подхода в процессе анализа и интерпретации текста художественного произведения должно опираться на:

1) интеллектуальную зрелость, высокий уровень развития пси­хических процессов мышления, восприятия, речи, памяти, фантазии и воображения учащихся;

2) интегрирование в психологическом облике ученика черт «мыс­лительного» и «художественного» типов;

3) развитие творческих способностей, предполагающих интег­рирование знаний, эмоциональных впечатлений и опыта художествен­но-творческой деятельности;

4) формирование нового типа мышления, по­зволяющего развивать у школьников личностное видение мира, лич­ностное осмысление и личностное отношение к ним.




Развитие образного мышления школьников на уроках литературы