Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века
Огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов оказала русская культура. Уже во второй половине 20-х годов в Испании появляются первые переводы русских писателей, а также путевые записки, дневники некоторых деятелей испанской культуры, побывавших в России и сообщавших сведения о нашей литературе. На рубеже 30-х годов начинают широко переводиться на испанский язык книги А. Фадеева, А. Серафимовича, К. Федина, Л. Леонова, Вс.
Иванова, И. Эренбурга, В. Маяковского и других. Позднее прогрессивные литераторы
Одна из характерных особенностей литературного процесса Испании этих лет — активное вторжение публицистики в художественную литературу и расцвет художественно-публицистических жанров. Одним из первых образцов такой литературы стала книга Луиса Сирваля «Следы учредилки» , острый и язвительный памфлет против лицемерия и фальши буржуазной «демократии». Крупнейший вклад в прогрессивную публицистику сделал Мануэль Домингес Бенавидес, прославившийся романом-репортажем «Последний пират Средиземного моря» , в котором
Позднее Бенавидес создал большое число романов-репортажей об астурий-ском восстании, о национально-революционной войне испанского народа.
Еще более существенно усиление публицистических элементов в художественной прозе 30-х годов. Так, например, подчеркнутая актуальность повествования в соединении с активной авторской оценкой действительности характерна для романов Арконады. Автор нескольких книг о театре и музыке, стихов «ультраистского» толка, Арконада впервые обращается к социальной проблематике в упоминавшемся выше романе «Турбина».
Сам писатель позднее подчеркивал огромное значение, которое имело для всего его последующего творчества знакомство с книгами русских авторов: «Они заставили меня спуститься с заоблачных высот и уж во всяком случае понять, что настоящую жизнь там построить невозможно. Стиль Федина оказал на меня особенно сильное влияние. В нем обнаружил я то сочетание реализма с лирической стихией, которое больше всего отвечало моему темпераменту и вкусам…»
С 1931 г. Арконада — член Коммунистической партии Испании. В 1933 г. он выпустил роман «Бедняки против богачей» . Книга имеет подзаголовок «Роман испанской революции». И действительно, рост классового самосознания испанского крестьянства накануне и непосредственно после свержения монархии стоит в центре внимания автора. Образам людей из народа, воплощающих все подлинно человеческое, чистое и благородное, противостоят «хозяева земли» — помещики и деревенская верхушка, их слуги — жандармы, в которых писатель подчеркивает главным образом животное начало.
При этом, однако, Арконада нередко злоупотребляет натуралистическими подробностями в описании «господ жизни», его искусству присущи еще прямолинейность, «плакатность».
Более органично трезвый реализм в изображении действительности совмещается с взволнованным лиризмом в романе «Раздел земли» . Наряду с рассказом о борьбе крестьян за землю, борьбе, которая носит все более организованный характер, в этом романе привлекает внимание образ сельского учителя Педро Аль-фаро. Он не только учит, но и сам учится у народа, превращаясь из мечтателя в активного и сознательного борца.
Теме крестьянства Арконада остается верен и позднее — в своих произведениях, созданных в годы национально-революционной войны в Испании и эмиграции в РОССИИ.
30-е годы знаменовали собой крутой перелом также в творчестве многих испанских поэтов, хотя и здесь, конечно, не было единодушия в оценке задач, стоящих перед мастерами слова. Так, Херардо Диего в предисловии к изданной им в 1932 г. антологии современной поэзии провозглашал задачу борьбы за «чистоту поэтического идеала, не имеющего ничего общего с мутными и отдающими всякой примесью идеалами ходовой поэзии». Однако к этому времени большинство поэтов, представленных в антологии X. Диего, уже отказалось от «чистой поэзии», встало на путь создания социального, гражданского искусства.
Передовые писатели предпринимают попытку создать также и театр непосредственно агитационного звучания. Так, в 1933 — 1934 гг. короткие сатир! гческие фарсы и пьески пишут Р. Альберти, С. Муньос Арконада и др. Представленные самодеятельными труппами, они пользовались успехом у народного зрителя.
Еще более значительную роль в борьбе за реформу испанского театра сыграли передвижные студенческие театры, труппа, во главе которой стоял драматург Алехандро Касона,- и «Ла Баррака» , которой руководил Федерико Гарсиа Лорка. «Труппа, которую собрал Федерико,- вспоминал позднее Пабло Неруда,- колесила по всей Испании, воскрешая древний, забытый, но великий театр Лопе де Руэды, Лопе де Веги, Сервантеса…» Точно так же и театральная труппа Касоны ставит инсценированный ее руководителем эпизод губернаторства Санчо из «Дон Кихота» и одну из новелл Хуана Мануэля.
Деятельность Лорки и Касоны в передвижных театрах способствовала формированию новых черт и в их собственной драматургии. Так, Алехандро Касона создает пьесу «Наша Наташа» , в 1936 г. с успехом представленную на сцене. В этой пьесе Касона, рассказав о судьбе молодой учительницы, поставил важную проблему места интеллигенции в современной испанской действительности.
Позднее, уже в годы эмиграции, Кясона создает пьесы, полные гуманистического пафоса,- «Деревья умирают стоя» , «Семь криков в океане» и другие — переведенные на многие языки.
Еще более значительное место в истории испанской драматургии 30-х годов заняли произведения Ф. Гарсиа Лорки.
Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века