Реалистический метод описания в романе «Исповедь Клода»
Особенно уязвимой стороной романа является его основная языковая сфера. Декламационная, экзальтированная, наивно-дидактическая манера повествования, свойственная речи героя-рассказчика создает сюжетную замедленность, делает мелодраматическими многие сцены, обедняет жизненную правду, заключенную в образе и судьбе Клода. Но в то же время язык других действующих лиц удачно индивидуализирован, типичен для каждого из них, для социальной атмосферы действия.
Трезвая, сухая разговорная манера характеризует Жака, наивный лепет — Мари, вульгарная
Неровна и не всегда удачна речевая характеристика Лоране, которую автор подчас заставляет говорить выспренными словами Клода. Пейзаж, окружающий поэтической рамкой горькую исповедь героя «Ноября» , почти отсутствует в романе Золя. Здесь драма развертывается на фоне реалистически выписанного убогого интерьера мансарды.
И это еще усиливает угрюмый трагизм действия, к которому сознательно стремился в своем первом романе Золя.
Впрочем, настроения героя заставляют автора иногда прибегать в описаниях к сугубо романтическим приемам, имеющим не только декоративное, но
И этот покой, эта пустота осветились, тьма дрогнула и начала медленно рассеиваться, открывая свои тайны; пугающий мрак уступил место полному надежды нарождающемуся свету. Небо стало понемногу разгораться, принимая розовые оттенки, нежные, как улыбки; оно углубилось, залитое бледным сиянием… А я, один перед лицом гибнущей ночи и неторопливого, величественного зарождения дня, почувствовал, как в моем сердце зреют молодая непоколебимая сила и безграничная надежда».
Роман стоит на границе двух методов. Но все же социально-психологическая основа коллизии Клода — трагедия бедности, мотивировка чувства к Лоране — правдива и человечна, особенно в первой половине произведения.
Прекрасно определил основные свойства «Исповеди Клода» украинский знаток, почитатель и критик Золя — Иван Франко: «Много здесь еще романтического шума, фразеологии и пустых декламаций; автор не умеет еще двигаться на реальной почве, но при этом есть тут не одно подлинное выявление действительного чувства самого автора»
Реалистическое достоинство романа, конечно, не только в его искренности, обнаруживающей во многом еще романтическое мировоззрение писателя, не только в автобиографическом правдоподобии образа, мыслей и поведения героя. Дело не в том, что и в жизни Золя была попытка «спасения падшей», что и ему приходилось жить в подобных домах рядом с гризетками, алкоголиками и своднями, питаться черствым хлебом и, заложив брюки и пальто, изображать «араба», а описание мансарды, очевидно, соответствует одному из ужасных чердаков, на которых прошла его молодость.
В романе есть не только личное, но и типическое, придающее многому в нем характер «социального документа». Разбивая иллюзии, созданные Мюрже, Шанфлери и другими близкими к ним авторами, «Исповедь Клода»
Романтическая фигура Клода и мы не пожалеем по своему внутреннему содержанию Однако работа Золя стоит несравненно выше в идейном плане и ближе к уровню реалистической литературы, чем многие «истории молодого человека XIX ст.», принадлежащие перу второразрядных «реалистов-бытописателей».
Реалистический метод описания в романе «Исповедь Клода»