Реализм басен Леонида Глебова

Наивысшего своего развития басня достигла в XIX веке в творчестве Леонида Глебова. Украинская басня вознеслась на высшую ступень с выходом в свет сборника «Малороссийские присказки» в 1834 году. Известно 107 басен, написанных этим неутомимым тружеником, который, по словам Ивана Франко, даже в годы страшного застоя и всеобщего упадка литературной жизни в Украине не выпускал из рук пера.

В баснях «Волк и Ягненок», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи» Л. Глебов воспроизвел бесправное положение крепостного крестьянства. Со стороны помещиков

оно испытывало нечеловеческих издевательств. Автор критикует общество, в котором постоянно

… Ниже перед высшим гнется,

А больший меньшего да еще и бьет.

Ярко изобразил баснописец разрушение помещичьих хозяйств, банкротство господ в произведении «Мельник». Фома, когда-то хороший хозяин, забросил свое хозяйство, потому что «хорошо за дело брался». Он не прислушивается к советам, самоуверенно отвечает:

— Пусть только! Река — не лужа;

Воды еще хватит на всю жизнь!

Автор в аллегорической форме раскрыл паразитизм и расточительство помещиков, показал их жестокость и бесчеловечное

отношение к крепостным: «А за огарок они людей и ругают, и мучают». С презрением говорит он господах: «Они это так, видишь, хозяйничают».

В басне «Медведь-пасечник» Л. Глебов высмеял выборы в земство, создав пародию на царский суд, показав умение хищников приспосабливаться к новым условиям.

Свое перо сатирика Л. Глебов направлял на паразитизм, лакейство, лицемерие, праздность и эгоизм помещиков. В басне «Щенок» автор приговорил продажных, морально низких людей, которые за недоеденную кость с барского стола готовы предать верных друзей. Щенок пренебрежительно относится к Бровку, потому что является паном, он равнодушен к страданиям бывшего товарища.

Леонид Глебов своим басенным творчеством «сделал значительный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками и современниками», изображая реальные картины того времени.




Реализм басен Леонида Глебова