Рецензия на фильм «Жестокий романс»

Уже много столетий славятся по всему миру шедевры наших писателей-соотечественников, большая их часть была экранизирована, как в России, так и за рубежом.

Для меня самым ярким и удачным русским фильмом на основе книги стал именно «Жестокий романс», снятый Эльдаром Александровичем Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы «Бесприданница».

Это — третья экранизация произведения, написанного Александром Николаевичем Островским, но именно она была подвержена шквалу критики, ведь многие считали, что режиссер сильно нарушил замысел

создателя, обрек тем самым картину на провал.

В этом случае я не в силах согласиться со специалистами, и в который раз пересматривая «Жестокий романс», моя уверенность в его достоинствах лишь крепчает.

Все происходит в городке Бряхимов, на Волжском берегу. Обедневшая после смерти мужа дворянка Харита Игнатьевна Огудалова, у которой осталась лишь уважаемая фамилия, старательно устраивает будущее своих трех дочерей, что делает с неплохим успехом. Осталась лишь младшая — миловидная девушка Лариса Дмитриевна, которой уделяют внимание сразу несколько людей. Крайне богатый, но женатый купец Мокий Парменович

Кнуров, друг детства Ларисы, Василий Данилович Вожеватов, чьего состояние не хватило бы на свадьбы с особой без приданного и мелочный чиновник Юлий Капитонович Карандышев — все трое претендовали на руку молодой дворянки. Но внимания девушки удостоился лишь Сергей Сергеевич Паратов, красивый судовладелец.

Все уже шло к свадьбе, но, вдруг, Паратов покидает Бряхимов, и несколько месяцев от него нет вестей.

Тоскуя об утраченной любви, Лариса дает неосторожное обещание выйти за первого, кто посватается за нее. Это и стало роковой ошибкой девушки, ведь женихом оказался Карандышев, человек, к которому она вовсе не испытывала возвышенных чувств, но гордость берет свое, и Лариса соглашается на нежеланный брак. Юлий Капитонович, польщенный тем, что красавица-Огудалова предпочла его более обеспеченным господам, решает устроить пышный обед в честь их помолвки, и именно в этот момент в город возвращается Сергей Сергеевич, истинная любовь Ларисы.

Прием проходит отвратительно — жених уделяет больше внимания алкоголю и собственному эго, чем молодой невесте, та же отправляется на пароход «Ласточка» вместе с Кнуровым, Вожеватовым и своей пассией. Веселье на борту корабля заканчивается тем, что девушка остается на ночь с Паратовым, а ее суженый, вернувшись в чувства, узнает о побеге Ларисы с приглашенными гостями. Разгневанный, он берет пистолет и отправляется в погоню, не поддавшись на уговоры новоиспеченной тещи.

Лишь поутру Сергей Сергеевич рассказывает Ларисе, что он, поддавшись страсти, совершенно забыл о том, что помолвлен. Девушка, смятенная, так же узнает, что Вожеватов и Кнуров разыграли в орлянку право пригласить ее на Парижскую выставку, и, осознав, что в ней видят исключительно красивую вещь, не человека, чуть было не соглашается составить компанию Мокию Парменовичу. Тут на корабле появляется-таки ее почти законный супруг, предъявляет права на Огудалову, та же дает понять Карандышеву, что не любит его, никогда не любила, и намерена принять предложение богатого старика. «Я не нашла любви, да к буду искать золото», — так она заявляет обезумевшему от ревности Юлию Капитоновичу.

Чиновник, чей разум помутился от гнева, говорит, стреляя в Ларису Дмитриевну, фразу «Ну так не доставайся же ты никому», ставшую афоризмом.

«Жестокий романс» — одна из лучших картин Эльдара Рязанова, по-моему, превзошедшая свой книжный прообраз, ведь она не только передает сюжет, но и раскрывает всех разнохарактерных, колоритных персонажей произведения Островского. Потрясающая игра актеров никого не может оставить равнодушным — исполненная трагичности Лариса, малодушный, дерганный Карандышев, пылкий Сергей Сергеевич вызывают эмоции у зрителя, а значит, актеры поработали не зря.

Проблемы, поднимаемые в двухсерийном фильме, который можно назвать жизненной драмой, — непомерная человеческая алчность да любовные страдания, на которых строится все повествование, свойственны и нашему времени. Смотря картину, и погружаешься в XVIII век, и видишь отголоски реальности тебе известной, это нельзя не оценить.

Музыка, используемая в фильме, подобрана как нельзя точно — все песни передают характеры героев, атмосферу, и смотрятся в произведении гораздо более органично, чем те, что использовались в опере «Бесприданница», после показа фильма они даже выпускались отдельно и имели огромный успех у аудитории.

Отдельного упоминания заслуживают цыганские песни, создающие дух беззаботной радости и безудержной пляски на «Ласточке» надолго остались в моей памяти, как и романс «А цыган идет» на стихи Редьярда Киплинга. Единственным, что мне показалось не уместным, я могу назвать голос юной Ларисы, ее песни озвучивала Валентина Дмитриевна Пономарева, чей голос, пожалуй, слишком звучный в сопоставлении с хрупкой и утонченной героиней Ларисы Андреевны Гузеевой.

Я думаю, что всем, кто оценил книжный оригинал обязательно стоит посмотреть «Жестокий романс», ведь эта мелодрама позволяет по-другому взглянуть на пьесу, а смысл, заложенный в нее автором, найдет отклик по сей день.




Рецензия на фильм «Жестокий романс»