Рецензия на фильм «Жестокий романс»
Уже много столетий славятся по всему миру шедевры наших писателей-соотечественников, большая их часть была экранизирована, как в России, так и за рубежом.
Для меня самым ярким и удачным русским фильмом на основе книги стал именно «Жестокий романс», снятый Эльдаром Александровичем Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы «Бесприданница».
Это — третья экранизация произведения, написанного Александром Николаевичем Островским, но именно она была подвержена шквалу критики, ведь многие считали, что режиссер сильно нарушил замысел
В этом случае я не в силах согласиться со специалистами, и в который раз пересматривая «Жестокий романс», моя уверенность в его достоинствах лишь крепчает.
Все происходит в городке Бряхимов, на Волжском берегу. Обедневшая после смерти мужа дворянка Харита Игнатьевна Огудалова, у которой осталась лишь уважаемая фамилия, старательно устраивает будущее своих трех дочерей, что делает с неплохим успехом. Осталась лишь младшая — миловидная девушка Лариса Дмитриевна, которой уделяют внимание сразу несколько людей. Крайне богатый, но женатый купец Мокий Парменович
Все уже шло к свадьбе, но, вдруг, Паратов покидает Бряхимов, и несколько месяцев от него нет вестей.
Тоскуя об утраченной любви, Лариса дает неосторожное обещание выйти за первого, кто посватается за нее. Это и стало роковой ошибкой девушки, ведь женихом оказался Карандышев, человек, к которому она вовсе не испытывала возвышенных чувств, но гордость берет свое, и Лариса соглашается на нежеланный брак. Юлий Капитонович, польщенный тем, что красавица-Огудалова предпочла его более обеспеченным господам, решает устроить пышный обед в честь их помолвки, и именно в этот момент в город возвращается Сергей Сергеевич, истинная любовь Ларисы.
Прием проходит отвратительно — жених уделяет больше внимания алкоголю и собственному эго, чем молодой невесте, та же отправляется на пароход «Ласточка» вместе с Кнуровым, Вожеватовым и своей пассией. Веселье на борту корабля заканчивается тем, что девушка остается на ночь с Паратовым, а ее суженый, вернувшись в чувства, узнает о побеге Ларисы с приглашенными гостями. Разгневанный, он берет пистолет и отправляется в погоню, не поддавшись на уговоры новоиспеченной тещи.
Лишь поутру Сергей Сергеевич рассказывает Ларисе, что он, поддавшись страсти, совершенно забыл о том, что помолвлен. Девушка, смятенная, так же узнает, что Вожеватов и Кнуров разыграли в орлянку право пригласить ее на Парижскую выставку, и, осознав, что в ней видят исключительно красивую вещь, не человека, чуть было не соглашается составить компанию Мокию Парменовичу. Тут на корабле появляется-таки ее почти законный супруг, предъявляет права на Огудалову, та же дает понять Карандышеву, что не любит его, никогда не любила, и намерена принять предложение богатого старика. «Я не нашла любви, да к буду искать золото», — так она заявляет обезумевшему от ревности Юлию Капитоновичу.
Чиновник, чей разум помутился от гнева, говорит, стреляя в Ларису Дмитриевну, фразу «Ну так не доставайся же ты никому», ставшую афоризмом.
«Жестокий романс» — одна из лучших картин Эльдара Рязанова, по-моему, превзошедшая свой книжный прообраз, ведь она не только передает сюжет, но и раскрывает всех разнохарактерных, колоритных персонажей произведения Островского. Потрясающая игра актеров никого не может оставить равнодушным — исполненная трагичности Лариса, малодушный, дерганный Карандышев, пылкий Сергей Сергеевич вызывают эмоции у зрителя, а значит, актеры поработали не зря.
Проблемы, поднимаемые в двухсерийном фильме, который можно назвать жизненной драмой, — непомерная человеческая алчность да любовные страдания, на которых строится все повествование, свойственны и нашему времени. Смотря картину, и погружаешься в XVIII век, и видишь отголоски реальности тебе известной, это нельзя не оценить.
Музыка, используемая в фильме, подобрана как нельзя точно — все песни передают характеры героев, атмосферу, и смотрятся в произведении гораздо более органично, чем те, что использовались в опере «Бесприданница», после показа фильма они даже выпускались отдельно и имели огромный успех у аудитории.
Отдельного упоминания заслуживают цыганские песни, создающие дух беззаботной радости и безудержной пляски на «Ласточке» надолго остались в моей памяти, как и романс «А цыган идет» на стихи Редьярда Киплинга. Единственным, что мне показалось не уместным, я могу назвать голос юной Ларисы, ее песни озвучивала Валентина Дмитриевна Пономарева, чей голос, пожалуй, слишком звучный в сопоставлении с хрупкой и утонченной героиней Ларисы Андреевны Гузеевой.
Я думаю, что всем, кто оценил книжный оригинал обязательно стоит посмотреть «Жестокий романс», ведь эта мелодрама позволяет по-другому взглянуть на пьесу, а смысл, заложенный в нее автором, найдет отклик по сей день.
Рецензия на фильм «Жестокий романс»