Редьярд Киплинг «Если…»
Прославление сильной личности, способной при любых условиях и обстоятельств оставаться Человеком, противостоять нищим вкусам и мыслям гурьбы, сохранять достоинство в отношениях с вельможами, делать добрые дела, не щеголять этим
Цель: Раскрыть специфику воплощения в содержании стиха сложности и противоречивости бытия, утверждение преимущества высоких этических ценностей над непрочными материальными достижениями; опираясь на содержание стиха, объяснить, что человеком имеет право носить название лишь тот, кто в любых ситуациях стремится
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний учеников
1. работа по решению кроссворда
Учитель. Я хочу, чтобы вы вспомнили одну замечательную сказку, которую мы читали и обсуждали в прошлом году. Я предлагаю вам кроссворд о героях этой сказки.
Кроссворд
1) Человек, который усыновили джунгли, и какая стала полноправным членом волчьей стаи.
2) Ловкая и красивая кошка, которая превыше всего ценила личную свободу и уважала
3) Предводитель волчьей стаи, который умел отстаивать свои принципы и друзей.
4) Тот, кто учил большого закона: «Мы с тобой одной крови».
5) Воплощение мудрости и таинственной силы.
3 | 1 | 2 | ||||
К | І | П | Л | І | Н | Г |
4 | ||||||
5 |
Когда кроссворд будет разгадано, за опорными буквами в центральных клеточках назвать автора этой сказки.
2. Сообщение о Редьярда Киплинга
II. Мотивация познавательной деятельности учеников
Учитель. Как вы думаете, зачем мы обратились к сказке Киплинга? Что было главным для Маугли и для других героев сказки?
Жители джунглей возникают перед нами лучшими, чем жители поселка. Значит, право носить высокое имя Человека определяет не просто принадлежность к определенной биологической категории, а что-то другое.
Попробуем обсудить эту проблему с помощью стиха Р. Киплинга «Если…»*
III. Формирование Новых Знаний, Умений И Привычек Учеников 1. работа над текстологическим анализом произведения
— Как построено предложение, начинающееся союзом «если»?
— Давайте сразу обратимся к главной части предложения, то есть к выводу
— Стих Р. Киплинга «If…» перекладывали из английского языка много поэтов. Мы использовали перевод С. Маршака.
Земля — твое, мой мальчик, достоянье! И более того, ты — человек!
Обратите внимание на восклицательный знак в конце предложения, на тире, подчеркивающее принадлежность к высокому званию Человека. Посмотрим, какими качествами надо для этого обладать.
2. Работа над выразительным чтением стихотворения
3. Работа по группам — текстологический анализ отдельных строф Общий вопрос: В чем воплощаются подлинные человеческие по ступки и действия, достойные уважения? Что говорит в незыблемости взглядов, принципов и убеждений, верности своему «я»?
4. Использование приема «Свободный микрофон»
— Какая из строф кажется тебя более близкой, убедительной? Почему?
— Какие средства использует поэт?
5. Работа со словарем литературоведческих терминов
Дать определение понятой «анафора» и «антитеза». Сравнить с определением словаря. Записать в тетради.
6. Сравнительная работа над различными переводами стихотворения
Предлагается два текста: Н. Грибанов: «Если сможешь…» И М. Лозинский «Заповедь».
— Что за тексты перед нами?
— Почему вы их отождествляете со стихотворением Р. Киплинга «Іг…»?
— Расскажите об особенностях каждого перевода.
— Чей перевод вам больше понравился? Аргументируйте свой ответ цитатами.
7. Работа над выразительным чтением всего текста
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Согласитесь с данными суждениями или отвергните их.
— Литература — не только отражение действительности, но и средство влияния на действительность, на формирование личности.
— Писатели и поэты, борясь за лучшее в человеке, идейным содержанием и художественной формой своих произведений создают для человека определенную программу жизни, как бы зажигают для него путеводную звезду
V. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из стихотворения, законченный в смысловом отношении.
Редьярд Киплинг «Если…»