Редьярд Киплинг «Если…»

Прославление сильной личности, способной при любых условиях и обстоятельств оставаться Человеком, противостоять нищим вкусам и мыслям гурьбы, сохранять достоинство в отношениях с вельможами, делать добрые дела, не щеголять этим

Цель: Раскрыть специфику воплощения в содержании стиха сложности и противоречивости бытия, утверждение преимущества высоких этических ценностей над непрочными материальными достижениями; опираясь на содержание стиха, объяснить, что человеком имеет право носить название лишь тот, кто в любых ситуациях стремится

и умеет оставаться самым собой; дать определения понятия анафора, повторить понятие антитеза; продолжить работу над выразительным чтением учеников; воспитывать культуру ответа.

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний учеников

1. работа по решению кроссворда

Учитель. Я хочу, чтобы вы вспомнили одну замечательную сказку, которую мы читали и обсуждали в прошлом году. Я предлагаю вам кроссворд о героях этой сказки.

Кроссворд

1) Человек, который усыновили джунгли, и какая стала полноправным членом волчьей стаи.

2) Ловкая и красивая кошка, которая превыше всего ценила личную свободу и уважала

свободу других.

3) Предводитель волчьей стаи, который умел отстаивать свои принципы и друзей.

4) Тот, кто учил большого закона: «Мы с тобой одной крови».

5) Воплощение мудрости и таинственной силы.

3

1

2

К

І

П

Л

І

Н

Г

4

5

Когда кроссворд будет разгадано, за опорными буквами в центральных клеточках назвать автора этой сказки.

2. Сообщение о Редьярда Киплинга

II. Мотивация познавательной деятельности учеников

Учитель. Как вы думаете, зачем мы обратились к сказке Киплинга? Что было главным для Маугли и для других героев сказки?

Жители джунглей возникают перед нами лучшими, чем жители поселка. Значит, право носить высокое имя Человека определяет не просто принадлежность к определенной биологической категории, а что-то другое.

Попробуем обсудить эту проблему с помощью стиха Р. Киплинга «Если…»*

III. Формирование Новых Знаний, Умений И Привычек Учеников 1. работа над текстологическим анализом произведения

— Как построено предложение, начинающееся союзом «если»?

— Давайте сразу обратимся к главной части предложения, то есть к выводу

— Стих Р. Киплинга «If…» перекладывали из английского языка много поэтов. Мы использовали перевод С. Маршака.

Земля — твое, мой мальчик, достоянье! И более того, ты — человек!

Обратите внимание на восклицательный знак в конце предложения, на тире, подчеркивающее принадлежность к высокому званию Человека. Посмотрим, какими качествами надо для этого обладать.

2. Работа над выразительным чтением стихотворения

3. Работа по группам — текстологический анализ отдельных строф Общий вопрос: В чем воплощаются подлинные человеческие по ступки и действия, достойные уважения? Что говорит в незыблемости взглядов, принципов и убеждений, верности своему «я»?

4. Использование приема «Свободный микрофон»

— Какая из строф кажется тебя более близкой, убедительной? Почему?

— Какие средства использует поэт?

5. Работа со словарем литературоведческих терминов

Дать определение понятой «анафора» и «антитеза». Сравнить с определением словаря. Записать в тетради.

6. Сравнительная работа над различными переводами стихотворения

Предлагается два текста: Н. Грибанов: «Если сможешь…» И М. Лозинский «Заповедь».

— Что за тексты перед нами?

— Почему вы их отождествляете со стихотворением Р. Киплинга «Іг…»?

— Расскажите об особенностях каждого перевода.

— Чей перевод вам больше понравился? Аргументируйте свой ответ цитатами.

7. Работа над выразительным чтением всего текста

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Согласитесь с данными суждениями или отвергните их.

— Литература — не только отражение действительности, но и средство влияния на действительность, на формирование личности.

— Писатели и поэты, борясь за лучшее в человеке, идейным содержанием и художественной формой своих произведений создают для человека определенную программу жизни, как бы зажигают для него путеводную звезду

V. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из стихотворения, законченный в смысловом отношении.




Редьярд Киплинг «Если…»