Реформы Алексея Михайловича Романова

Реформы Алексея Михайловича, при котором во главе «правительства» оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев:

    в политической сфере — продолжение курса на формирование са­модержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел ;

— 1649 г. — под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят новый свод русских зако­нов — Соборное уложение, которое историки называют кодексом феодального права. Его главные положения:

— защита

интересов двух социальных слоев — дворянства и верхушки посадского населения ;

— завершение процесса закрепощения крестьян, утверждение монополии феодалов на владение землей и крес­тьянами;

    наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось поку­пать земли и получать их от богачей в дар ; царь объявляется Божьим помазанником, введено понятие го­сударственного преступления ; в экономике — протекционистский курс, направленный на под­держку отечественной промышленности и торговли, в том числе ограничение иностранных купцов в России и поощрение отечест­венных. Две главные меры: 1653 г. — принят
    Торговый устав, который заменил множество внутренних таможенных пошлин одной пошлиной от цены то­вара ; 1667 г. — по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина принят Ново­торговый устав, который запретил иностранным купцам в России торговать в розницу, торговать между собой и повысил торговые пошлины с них; в сфере отношений с церковью: подчинение церкви светской власти в результате «дела патриарха Никона» 1658-1667 гг. ; государство поддержало начатую патриархом Никоном церков­ную реформу, которая привела к расколу православных веру­ющих ;

Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство цер­ковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно уни­фицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон высту­пал за греческие книги, а протопоп Аввакум — за древнерусские. Победили сторонники Никона : церковный собор 1666-1667 гг. про­клял всех противников реформы, а го­сударство начало их военно-полицейское преследование и репрессии. Особенностью раскола было то, что он имел не толь­ко религиозную, но и социальную сторону: раскольни­ки также выступали против слияния церкви и государства, перехода к са­модержавию. оформления крепостничества, начала европеизации.

    две меры в отношении горожан: горожане прикреплялись к посаду и не могли свободно покидать его ; в городах ликвидировалась часть «белых слобод» ; новый этап создания «полков нового строя».



Реформы Алексея Михайловича Романова