«Реквием» — автобиография или народная трагедия?

И. Бродский говорил, что «Реквием» — автобиография поэта, а не народная трагедия.

Поэма «Реквием», написанная А. Ахматовой в 30х-40х годах, является откровением, обрушившимся на Россию в послевоенные годы. Это величайшее произведение поэтессы было опубликовано лишь ближе к концу 20 века, так как в нем раскрылось все недосказанное: и последствия сталинских репрессий, и боль матерей, жен, переживших заточение и смерть своих близких.

По моему мнению, «Реквием» — гениальное произведение, венец творчества Ахматовой. А поистине

гениальные вещи не могут быть только лишь автобиографичны. Они масштабны, это произведения-эпопеи; такие как «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

Поэма «Реквием», пусть и отличается краткостью, носит глобальный характер — это, безусловно, народная трагедия. Доказательством тому служит эпиграф к произведению:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэтесса пишет «Реквием» не с целью поделиться личной болью, а с намерением увековечить трагические события, произошедшие в стране. Об

этом говорит и история создания поэмы. Да, некоторые главы написаны от первого лица, но это лишь прием, позволяющий глубже проникнуться чувствами и эмоциями обездоленных матерей.

Однако полностью не согласиться с утверждением И. Бродского абсолютно невозможно. Будь поэтесса только сторонним свидетелем произошедшего, поэма не стала бы такой проникновенной, не стала бы народным достоянием. Трагедия касается Ахматовой на прямую — она простояла три года в тюремных очередях, пытаясь встретиться с сыном и хоть как-то ему помочь.

Таким образом, да, поэма носит автобиографический характер.

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей —

Как трехсотая, с передачею,

Под крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

В этом отрывке Ахматова обращается к молодой себе. С горькой иронией она называет себя «насмешницей», показывая, как далеко те беззаботные, веселые времена.

Я согласна с И. Бродским в том, что «Реквием» автобиографичен. Однако также я уверена в том, что поэма — увековеченные отголоски народной трагедии. По моему мнению, поэма является и автобиографией, и народным произведением.




«Реквием» — автобиография или народная трагедия?