Религия как способ разрешения нравственных проблем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью в XIX веке, вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В «Преступлении и наказании» автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины.

В XIX веке стали терять позиции прежние христианские аксиомы, все они предстали перед обществом в виде вопросов, требующих безотлагательного решения. Но сама насущность этих вопросов, самосознание,

что от ответа на них зависит дальнейшая судьба и всего человечества, и каждого человека, ясно показали, что усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедиться в истинности своей прежней веры. Достоевский хорошо это осознавал, что оказало немалое влияние на его творчество, ведь предшественники Достоевского никогда так ясно, как он в романе «Преступление и наказание», не ставили вопрос о нравственности человека.

Центральной проблемой романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый молодой человек

совершил зверское убийство старухи-процентщицы и ее сестрицы Лизаветы? Причем даже на каторге не испытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной. Литературоведы-марксисты предлагали много длинных и замысловатых объяснений по этому поводу.

Однако ответ, даваемый и этим романом, и самой личностью автора, и всеми духовными исканиями Достоевского, очень прост. Причину раскольниковского поступка автор видит в том, что бывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, столь лаконичной формулировки ответа нет в тексте романа, но весь художественный строй произведения, считающегося самым совершенным творением Достоевского, многочисленные намеки и раскавыченные цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы — все утверждает именно эту неожиданно простую и незамысловатую истину. Ведь Бог — это не только мифический владыка небесный.

Бог обозначает принятие человеком непреложного закона любви, добра и красоты. Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от Бога и божьего мира откололся. Есть и еще один смысл.

Он скрыт в самом орудии убийства — топоре, к которому звали Русь в своих прокламациях революционные демократы во главе с Чернышевским, т. е. к кровавому и беспощадному бунту. Его Раскольников не стал дожидаться и совершил свой бунт, орудие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами самых передовых тогда политических сил. Раскольников — студент-шестидесятник, из передовых кругов, близких к нигилистам, к «новым» людям.

Таков и его друг Разумихин, но обоих не во всем устраивают идем и методы «учебника жизни», оставленного репрессированным Чернышевским — романа «Что делать?». Каждый из друзей ищет свой путь.

Родион Раскольников, отзывчивый, добрый по натуре человек, тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если ставит под угрозу свое дальнейшее существование. Он необыкновенно умен, талантлив, терпелив, но вместе с тем горд, малообщителен и очень одинок. Что же заставило, что побудило этого доброго, умного, бескорыстного человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех?

Кажется, у такого человека и мотива к убийству никогда не возникнет. Но постоянно уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Этот человек много вытерпел и выстрадал; Раскольников беден, и его гордость была задета тем, что он питался объедками, прятался от хозяйки, которой долго не платил за свою убогую каморку.

В этой нищенской комнате и родилась чудовищная теория преступления.

Автор тщательно описывает ее зарождение. Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он долго размышляет, к какому разряду людей принадлежит сам, однако после совершенного преступления вдруг осознает, что не соответствует своей теории, так как совесть не дает ему покоя.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя, и автор заставляет Раскольникова в ней разубедиться. Рассматривая с христианской точки зрения совершенное злодейство, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. По христианским понятиям Родион Раскольников — глубоко грешный человек.

Имеется в виду не грех убийства, а грех гордыни, нелюбви к людям, мысли о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный.

Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил преступление, жестокое преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старушонку». Хотя, согласно морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее ничего не стоила. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая», — вот так ее описывает Достоевский. Согласитесь, очень похожа на пушкинскую «Пиковую даму».

Раскольников пришел к убеждению, что «на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Но он не задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое независимо от того, какого человека убили, «тварь ли дрожащую» или «право имеющую». Так случилось и с Раскольниковым.

Убив никчемную старуху, он лишил жизни человека, который вызывает у читателя жалость и по сути ни в чем не провинился перед человечеством.

Итак, мы видим, что Раскольников — это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, и с этой болью он никак не мог справиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно с появлением в жизни Раскольникова Сони в нем побеждает чувство жалости.

Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: «После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как?

Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения… Ему стало ужасно тяжело». В сущности отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение.

Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир иным, а это в свою очередь помогло Раскольникову обрести веру.

Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «…Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко.

Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось».

Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» — восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. «Не убий», — гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Люди, чтобы их любили, должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно, только веруя в их преображение, веруя в Бога.

В этом и заключается сущность романа Достоевского «Преступление и наказание».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Религия как способ разрешения нравственных проблем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»