«Ревизор» Н. В. Гоголя — сатира на крепостническую Русь
Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александринском театре. Николай II заметил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего — мне!» Позже, в «Авторской исповеди», Гоголь скажет, что в «Ревизоре» он решился «собрать в одну кучу все дурное в России» — все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, — и «за одним разом посмеяться над всем».
На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь создал
В пьесе Гоголь представил современную ему эпоху. Маленький захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф — «На
Весь строй пьесы давал понять, что захолустный город, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося в дороге трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Подобным образом однажды Пушкина в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Главная причина, заставившая всех проворовавшихся чиновников принять Хлестакова за ревизора, — это страх, отуманивший глаза.
Городничий, плут первого разряда, неглуп, но он боится, что его разоблачат, отсюда его слепота по отношению к Хлестакову.
В «Ревизоре» Гоголь умело сочетает «правду» и «злость», т. е. реализм и смелую, беспощадную критику действительности. С помощью смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N.. правдиво раскрыта психология и характеры людей, которые нередко встречаются в жизни. Сюжет развивается с учетом психологии испуганных чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он «не платит и не едет».
Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть взятку; это значит, что Хлестаков «свой», т. е. такой же взяточник, как все.
Описывая мир взяточников и казнокрадов, Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливали характеристики персонажей. Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики главным действующим лицам, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: «Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно», Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей», Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения», Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет», Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен».
Почтмейстер: «Простодушный до наивности человек».
Картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола дополняют реплики чиновников. Чиновничий мир — порождение вековой бюрократической системы, ни у кого нет чувства гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень представителей власти крайне низок.
Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в служебные бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе.
Попечитель богоугодных заведений Земляника давно махнул на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: «Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он «стучит» мнимому ревизору на своих коллег.
Доносы при Николае I были в большом ходу.
Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо. Он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма.
Яркие портретные характеристики содержат и письма Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей в ермолке».
Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно привести образы Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском.
Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего. Несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и т. п.
Образ Хлестакова — один из самых ярких комических типов, созданных Гоголем. Характер Хлестакова совершенно новый в литературе. «Хлестаковщина» стала именем нарицательным. Хлестаков — наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Он пустышка, «без царя в голове», у него «легкость необыкновенная в мыслях». «Он просто глуп, — писал Гоголь, — болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина».
Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него — пыль в глаза пустить. Он способен на любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он врун и игрок, и жалкий волокита, и взяточник, и крепостник.
Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова все ставит на свои места — дает такое простое и даже банальное объяснение, что выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе городничего.
По всей видимости, ему придется расплачиваться за пороки и грехи своего окружения. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у него наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»
Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь!» Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы отечества. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей России.
Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взяточничестве, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших».
Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.
Постановка комедии вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь нарушил все каноны драматургии. Но главное недовольство критики объяснялось отсутствием положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь выскажет в «Театральном разъезде» горькое сожаление о том, что никто не заметил «честного лица», бывшего в пьесе. «Это честное, благородное лицо был — смех».
«Ревизор» Н. В. Гоголя — сатира на крепостническую Русь