Революционный романтизм М. Горького

Конец 90-х годов XIX века был от­мечен появлением трех томов «Очер­ков и рассказов» молодого писателя Максима Горького. «Большой и ори­гинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в та­ких рассказах, как «Челкаш», «Стару­ха Изергиль», «Макар Чудра», в рево­люционных песнях. Герои этих рас­сказов

— люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти ге­рои — мечта Горького.

Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж про­тив действительности, против всяко­го гнета ее».

Центральным образом романтичес­ких произведений Горького раннего периода является образ героическо­го человека, готового к самоотвер­женному подвигу во имя блага наро­да. В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1895 году, таким явля­ется образ Данко, в который Горький вложил гуманистическую идею о че­ловеке, который все силы отдает слу­жению народу. Данко — «молодой

красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, он приносит в жертву са­мого себя.

Герой любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспых­нуло огнем желания спасти их, выве­сти их из мрака. «Что сделаю я для людей?!» — и он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце. Осве­щая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед.

И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — ки­нул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает Данко, гаснет

Его смелое сердце, но образ юного героя жив. «В жизни всегда есть ме­сто подвигу», — говорит старуха Изергиль.

Идею подвига, возвышенного и об­лагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню о Соко­ле», написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..» Сокол презирает смерть, он храбр и беспощаден к врагу.

В образе Соко­ла Горький воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Со­кол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови тво­ей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

В 1901 году Горький написал «Пес­ню о Буревестнике», в которой с нео­бычайной силой выразил свое пред­чувствие грядущей революции. Горь­кий воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревест­ник гордо реет между молний над ре­вущим гневно морем, то кричит про­рок победы: «Пусть сильнее грянет буря!»

Буревестник — воплощение геро­изма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, кото­рые боятся бури: «Только гордый Бу­ревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Рево­люционный пафос произведения был понят однозначно, и журнал «Жизнь», в котором оно было напечатано, был закрыт.

Современник Горького А. Богдано­вич писал: «От большинства очерков Горького веет этим свободным ды­ханием степи и моря, чувствуется бо­дрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касаю­щихся того же мира нищеты и отвер­женности».




Революционный романтизм М. Горького