Рифма и разбивка на строки у Маяковского
Особую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, — разбив строку на подстрочия и расположив их «лесенкой». Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в произведение, и «вбить ритм безошибочно» . При делении на полустрочия четче выделяются наиболее важные для понимания произведения слова, а паузы в конце каждой строки диктуют остановки и подчеркивают ритм. Так, в приведенном выше отрывке
Это слово звучит тем более резко, что оно стоит в конце распространенного предложения, рисующего неторопливый разворот корабля.
В организации стиха Маяковский особое значение придавал рифме, без которой, по его словам, «стих рассыплется». И действительно, строчки разной длины, «капризная изменчивость ритмов» , отдаленность
Обратимся к стихотворению «Послушайте!». Здесь рифмуются «нужно» и «жемчужиной» , «были» и «пыли» , «опоздал» и «звезда» . Рифма связывает, цементирует строки, помогает понять ритм.
Маяковский провел настоящую реформу рифм в русской поэзии. Вспомним, что еще Пушкин смеялся над стертыми, шаблонными рифмами. Маяковский был еще более резок: «Обыкновенно рифмой называют созву — чиє последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают.
Так говорят все, и тем не менее это ерунда», — утверждает поэт, и приводит примеры рифмовки начала строк, рифмовки конца строки с началом следующей. Но и в тех случаях, когда Маяковский использовал созвучие на конце строк, он добивался нестандартной рифмы. Поэт использовал не только организующую, но и смысловую роль рифмы. Он выносил главное слово, характеризующее смысл стиха, в конец строки и, по его собственным словам, доставал к нему рифму во что бы то ни стало. Так возникли рифмы «трезвость» — «врезываясь» , игровые «бюрократизм — катись», «бумажные — важные» .
«…Моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась…» — справедливо говорил Маяковский. Поэт часто употребляет рифмы неточные, построенные на совпадении не всех, а отдельных звуков. Но эта неточность компенсируется при чтении вслух или дополняется многочисленными созвучиями в предшествующих последнему ударному слогах, Маяковский нередко использует составную рифму. Автор необычайно расширяет круг рифмующихся слов и созвучий.
Он словно бы играет со словом и звуком, обнаруживая их скрытые от постороннего взгляда возможности. Исследователь Ю. Карабчиевский говорит о насилии Маяковского над словом, об обнаженности выпирающего приема, ощущении сделанности каждой строфы. Не будем полностью отрицать это мнение, потому что у поэта есть стихи и строчки, дающие основание для подобных выводов.
Но лучшее из созданного Маяковским помогает увидеть блистательные поэтические победы автора, которые не отрицают и самые суровые его критики. Без той реформы стиха, которую провел Маяковский, невозможно представить мировую поэзию XX в.
Рифма и разбивка на строки у Маяковского