Рифма и разбивка на строки у Маяковского
Особую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, — разбив строку на подстрочия и расположив их «лесенкой». Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в произведение, и «вбить ритм безошибочно» . При делении на полустрочия четче выделяются наиболее важные для понимания произведения слова, а паузы в конце каждой строки диктуют остановки и подчеркивают ритм. Так, в приведенном выше отрывке из стихотворения «Товарищу Нетте…» передано смятение лирического героя, которое все больше усиливается. Это усиление подчеркивается короткими предложениями, паузами на конце полустрочий, тем, что на каждой строке остается все меньше слов и, наконец, одно: «Нетте».
Это слово звучит тем более резко, что оно стоит в конце распространенного предложения, рисующего неторопливый разворот корабля.
В организации стиха Маяковский особое значение придавал рифме, без которой, по его словам, «стих рассыплется». И действительно, строчки разной длины, «капризная изменчивость ритмов» , отдаленность слов, несущих основную тему произведения, повышают роль рифмы. По словам Маяковского, «рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».
Обратимся к стихотворению «Послушайте!». Здесь рифмуются «нужно» и «жемчужиной» , «были» и «пыли» , «опоздал» и «звезда» . Рифма связывает, цементирует строки, помогает понять ритм.
Маяковский провел настоящую реформу рифм в русской поэзии. Вспомним, что еще Пушкин смеялся над стертыми, шаблонными рифмами. Маяковский был еще более резок: «Обыкновенно рифмой называют созву — чиє последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают.
Так говорят все, и тем не менее это ерунда», — утверждает поэт, и приводит примеры рифмовки начала строк, рифмовки конца строки с началом следующей. Но и в тех случаях, когда Маяковский использовал созвучие на конце строк, он добивался нестандартной рифмы. Поэт использовал не только организующую, но и смысловую роль рифмы. Он выносил главное слово, характеризующее смысл стиха, в конец строки и, по его собственным словам, доставал к нему рифму во что бы то ни стало. Так возникли рифмы «трезвость» — «врезываясь» , игровые «бюрократизм — катись», «бумажные — важные» .
«…Моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась…» — справедливо говорил Маяковский. Поэт часто употребляет рифмы неточные, построенные на совпадении не всех, а отдельных звуков. Но эта неточность компенсируется при чтении вслух или дополняется многочисленными созвучиями в предшествующих последнему ударному слогах, Маяковский нередко использует составную рифму. Автор необычайно расширяет круг рифмующихся слов и созвучий.
Он словно бы играет со словом и звуком, обнаруживая их скрытые от постороннего взгляда возможности. Исследователь Ю. Карабчиевский говорит о насилии Маяковского над словом, об обнаженности выпирающего приема, ощущении сделанности каждой строфы. Не будем полностью отрицать это мнение, потому что у поэта есть стихи и строчки, дающие основание для подобных выводов.
Но лучшее из созданного Маяковским помогает увидеть блистательные поэтические победы автора, которые не отрицают и самые суровые его критики. Без той реформы стиха, которую провел Маяковский, невозможно представить мировую поэзию XX в.
Рифма и разбивка на строки у Маяковского