Рифма и разбивка на строки у Маяковского

Особую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, — разбив строку на подстрочия и расположив их «лесенкой». Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в про­изведение, и «вбить ритм безошибочно» . При делении на полустрочия четче выделяются наибо­лее важные для понимания произведения слова, а паузы в кон­це каждой строки диктуют остановки и подчеркивают ритм. Так, в приведенном выше отрывке

из стихотворения «Товари­щу Нетте…» передано смятение лирического героя, которое все больше усиливается. Это усиление подчеркивается короткими предложениями, паузами на конце полустрочий, тем, что на каждой строке остается все меньше слов и, наконец, одно: «Нетте».

Это слово звучит тем более резко, что оно стоит в кон­це распространенного предложения, рисующего неторопливый разворот корабля.

В организации стиха Маяковский особое значение придавал рифме, без которой, по его словам, «стих рассыплется». И дей­ствительно, строчки разной длины, «капризная изменчивость ритмов» , отдаленность

слов, несущих основную тему произведения, повышают роль рифмы. По словам Маяков­ского, «рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставля­ет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».

Обратимся к стихотворению «Послушайте!». Здесь рифмуют­ся «нужно» и «жемчужиной» , «были» и «пыли» , «опоздал» и «звезда» . Рифма связывает, цементирует строки, помогает по­нять ритм.

Маяковский провел настоящую реформу рифм в русской поэзии. Вспомним, что еще Пушкин смеялся над стертыми, шаблонными рифмами. Маяковский был еще более резок: «Обыкновенно рифмой называют созву — чиє последних слов в двух строках, когда один и тот же удар­ный гласный и следующие за ним звуки приблизительно со­впадают.

Так говорят все, и тем не менее это ерунда», — утверждает поэт, и приводит примеры рифмовки начала строк, рифмовки конца строки с началом следующей. Но и в тех случаях, когда Маяковский использовал созвучие на конце строк, он добивался нестандартной рифмы. Поэт использовал не только организующую, но и смысловую роль рифмы. Он выносил главное слово, характеризующее смысл стиха, в конец строки и, по его собственным словам, доставал к нему рифму во что бы то ни стало. Так возникли рифмы «трезвость» — «врезываясь» , игро­вые «бюрократизм — катись», «бумажные — важные» .

«…Моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась…» — справедливо говорил Маяковский. Поэт часто употребляет рифмы неточные, пост­роенные на совпадении не всех, а отдельных звуков. Но эта неточность компенсируется при чтении вслух или дополняется мно­гочисленными созвучиями в предшествующих последнему ударному слогах, Маяковский нередко использует составную рифму. Автор необычайно расширяет круг рифмующихся слов и созвучий.

Он словно бы играет со словом и звуком, обнаруживая их скрытые от постороннего взгляда возможности. Исследователь Ю. Карабчиевский говорит о насилии Маяковского над сло­вом, об обнаженности выпирающего приема, ощущении сде­ланности каждой строфы. Не будем полностью отрицать это мнение, потому что у поэта есть стихи и строчки, дающие ос­нование для подобных выводов.

Но лучшее из созданного Ма­яковским помогает увидеть блистательные поэтические побе­ды автора, которые не отрицают и самые суровые его крити­ки. Без той реформы стиха, которую провел Маяковский, невозможно представить мировую поэзию XX в.




Рифма и разбивка на строки у Маяковского