Родина Россия в поэзии и творчестве

Вся поэзия Блока — напряженная, мучительная дума о России. Этой теме он посвятил и самостоятельный цикл стихов «Родина» . Важно, что поэт обратился к поэтическому воплощению образа народной, демократической, крестьянской России. В некоторых стихотворениях показана Россия колдовская, загадочная, таинственная, непостижимая, какой она представляется интеллигенту, мучительно переживающему свою отчужденность от народа Но затем налет загадочности исчезает — и перед нами возникает крестьянская, полевая, лесная, нищая страна с серыми

избами, с расхлябанными колеями дорог.

В русской лирике издавна утвердилось сравнение родины с матерью.

Блок же не просто сравнивает — он отождествляет родину с женщиной, и не только с матерью, но и с женой, невестой. В его произведениях образ женщины возвышается до символического обобщения России. Так, в стихотворении «Россия» родина предстает в облике женщины-крестьяики в узорном платке.

Ее образ сливается с образом природы: «А ты все та же — лес, да поле, да плат узорный до бровей».

В стихотворении «На железной дороге» , которое Блок включил в цикл «Родина», трагическая судьба девушки,

бросившейся под поезд, заставляет задуматься о судьбе России. Девушка » в цветном платке, на плечи брошенном, красивая и молодая» — жертва не просто трагического случая, а тупого равнодушия. На полустанке она не раз с тщетной надеждой смотрела в «пустынные глаза вагонов», но не встречала нигде человеческого тепла и сочувствия. В судьбе героини Блок обобщил судьбу молодого поколения, оказавшегося в атмосфере духовного бездорожья и безнадежности:

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Реалистические детали приобретают символическое значение. Слова: «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели» — подчеркивают утомительное однообразие жизни, а в следующих двух строках о вагонах для господ и для народа Блок гениально показал социальное расслоение в царской России. Жандарм, стоящий рядом с девушкой на перроне, воспринимается как зловещий символ самодержавного уклада жизни.

Враждебные народу силы, державшие Россию в повиновении, воплощены в стихах Блока в образах колдуна, коршуна, ястреба, совы и пр. Стихотворение «Коршун» построено на параллели: коршун кружит над лугом, мать-крестьянка кормит ребенка. Поэт закрепляет эту параллель вопросительной, тревожной концовкой: «Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?» Образ матери здесь расширяется до образа России.

Еще одна важная особенность трактовки темы родины состоит в том, что Россия изображается Блоком в движении, в романтической перспективе. В его стихах часто употребляются образы дороги, долгого пути, бескрайних просторов и далей. Россия — необъятная и беспредельная страна, устремившаяся в дали будущего, как гоголевская необгонимая птица-тройка.

Отсюда постоянные символические образы могучей свободной стихии — ветра, вьюги, снежной метели, бури, урагана.

Источники:

    Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.

Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время. Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» .




Родина Россия в поэзии и творчестве