Родственность украинских сказок со сказками народов мира
Цель: показать ученикам родственность украинских сказок со сказками народов мира, а именно: с русской народной сказкой «Василиса Премудрая» и арабской народной сказкой о Синдбаде-Мореплавателе; раскрыть стремление всех народов мира к победе добра на злом, о воплощении мудрости, сообразительности человека; развивать творческие способности учеников, их фантазию; умение высказывать собственные соображения о содержании сказок, воспитывать уважение к фольклорному наследию не только украинского, а и других народов мира.
Тип урока: Урок-наблюдение.
Оборудование:
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний. Беседа.
Что такое сказка? Каково ее строение и особенности? Такой жанр устного народного творчества существует только в украинском фольклоре?
Известны ли вам сказки других народов? Какие сказки других народов мира любят читать в вашей семье? Чем они вас захватывают? Какие сказки народов мира вам известны? Назовите их.
Что у них общего с украинскими народными сказками, а что отличное?
III. Восприятие и осознание нового материала.
1. Объявление
За определенное время ученики первой группы записывают главных героев украинских народных сказок, а ученики второй группы — русских народных сказок. Побеждает та группа, которая приведет больше примеров.
3. Беседа.
1) Чем отличаются герои украинских народных сказок от русских? .
2) А чем похожи положительные герои сказок разных народов между собой? .
3) С какими народными сказками других народов вы знакомились на уроках зарубежной литературы? Они вам понравились? Чем? .
4) Перескажите коротко содержание сказки «Василиса Прекрасная» и охарактеризуйте главную героиню произведения, обращая внимание на ее жизнь.
5) Расскажите о главном герое сказки Синдбаде-Мореплавателе. Какие приключения пришлось пережить ему во время путешествий.
6) Проанализируйте, с каким образом украинских народных сказок, что мы изучали на уроках, похожи герои этих сказок? Чем? Что народ хотел воплотить в данных образах, наделяя их такими чертами? .
7) В каких ситуациях проявляется мудрость, сообразительность героев сказок? Чем они вызваны? .
4. Вывод учеников. Все эти сказки похожи между собой тем, что в образах их главных героев воплощена мысль о том, что главным богатством каждого человека есть его ум. И не важно, этот человек имеет много денег, или у него их совсем нет. Человек должен иметь ум.
Лишь с его помощью он сможет победить зло, которое еще до сих пор властвует в мире.
IV. Работа по развитию творческих способностей учеников, их фантазии.
1. Беседа.
1) Вы ознакомились с украинскими народными сказками и с некоторыми сказками народов мира. Расскажите, на какие собственные соображения наводят вас данные произведения? .
2) А можем ли мы сказать то, что сказки являются некоторым отображением случаев из современной жизни? .
2. Работа в группах.
Группа «Художники». Устно нарисуйте мысленную картину, которая перед вами появилась, когда вы читали любую сказку.
Группа «Отгадай». Создать устное описание главного героя, какой-либо мысленный эпизод из любой сказки так, чтобы другие ученики класса смогли легко отгадать эту сказку. Цель достигнута тогда, когда ученики быстро и точно поняли, о какой сказке речь идет.
Группа «Мы — актеры». Выбрать любой эпизод из сказок, подготовить его и разыграть в ролях перед учениками класса.
Группа «Критики». Рассмотреть рисунки, которые подготовили ученики класса на урок, и объективно оценить их.
Группа «Мыслители». Составить раздумье о том, почему на свете существует добро и зло, правда и несправедливость, красивое и безобразное. Хорошо это или плохо.
Группа «Сказочники». Составить собственную сказку, где бы добро побеждало зло.
Ученики работают над задачами, а потом отстаивают свою точку зрения перед одноклассниками, комментируют свои ответы, демонстрируют свое творчество, умение, фантазию.
V. Вывод. Метод «Микрофон».
Чему учат сказки? К чему побуждают? Какая роль сказки в жизни человека? Чему я научился, читая данные сказки?
Как я изменюсь после изучения данного материала? К чему буду стремиться?
VI. Итог, оценивание.
VII. Домашняя задача.
Повторить из теории литературы понятие «Сказка». Подготовить устное собственное размышление о содержании сказок.
Родственность украинских сказок со сказками народов мира