Роль и истоки фантастического в сюжете повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»

В основе повести Гоголя «Ночь перед рождеством» лежит малорусская сказка о кузнеце и черте — «Кузнец». Однако в сюжете этой сказки отсутствует любовный конфликт. Черт и кузнец — главные действующие лица «Кузнеца». Все действие завязано вокруг картины с изображением нечистого: кузнец Яремка портит портрет черта, черт пытается отомстить ему, однако попытка не удается.

В финале кузнец сжигает изображение черта, а черт вылетает в трубу. В гоголевском сюжете находим соответствие и с сюжетом русской волшебной сказки. Как и

Иванушка в русских сказках, кузнец Вакула получает трудное, на первый взгляд, невыполнимое задание. Далее в сказке Иванушка отправляется в дорогу на сером волке. Герой Гоголя отправляется в путешествие верхом на черте.

Как и Иванушка, Вакула успешно справляется с поставленной перед ним задачей, возвращается домой и получает награду — любовь Оксаны. Эта сюжетная схема способствует достаточно быстрой смене эпизодов, представляющих звенья основных событий повести: неудавшееся «свидание» Солохи с чертом — объяснение Вакулы с Оксаной и его решение утопиться — мысль кузнеда обратиться за помощью к «нечистой

силе» и посещение им Пацюка — путешествие героя верхом на черте в Петербург — получение Вакулой туфелек от царицы — возвращение кузнеца домой — любовь Оксаны и Вакулы. Характерно, что черт помогает герою в достижении его цели. Здесь возникают романтические мотивы, мотивы Фауста и Мефистофеля. Однако, в отличие от Фауста, Вакула не продает душу дьяволу, а, наоборот, заставляет черта себе повиноваться.

Кроме того, эта своеобразная помощь получена героем лишь однажды. После этого Вакула «выдержал церковное покаяние». Как замечает Н. Л. Степанов, «фантастика и «демонология» в «Вечерах» принципиально отличны от мистической фантастики немецких романтиков Тика, Гофмана и др.

Для немецких романтиков фантастика, народные предания и легенды являлись лишь средством для своего рода мистической мифологизации, для утверждения ирреальности, иллюзорности действительности… У Гоголя фантастика народного творчества способствует созданию жизненных сатирических образов…». Гоголевский черт не имеет демонических свойств, напротив, он вполне очеловечен.

И это заметно уже в самом портрете его. Спереди черт — «совершенный немец», а сзади — «губернский стряпчий в мундире», хвост его, длинный и острый, похож на «теперешние мундирные фалды». Ухаживая за Солохой, он нашептывает ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду». Здесь черт выступает в роли незадачливого деревенского кавалера. После порки кузнеца он напоминает мужика, «которого только что выпарил заседатель».

Черт простодушен, он позволяет Вакуле себя одурачить. Кроме того, «демонический герой» честолюбив: заключив сделку с Вакулой, он мечтает превзойти своих собратьев. Так демонические мотивы комически снижаются в повести Гоголя. Характерно, что в финале произведения черт исчезает вовсе — демоническое как бы преодолевается в развитии сюжета.

Комическое снижение демонического было обусловлено и мировоззрением Гоголя, его религиозностью. Высмеивая черта, писатель как будто преодолевает «отрицание Бога», «вечное зло» в мире. Д. С. Мережковский писал, что «главная мысль всей жизни и творчества Гоголя» — «как черта выставить дураком». Все персонажи повести необычайно колоритны, обрисованы Гоголем с юмором, поэзией.

Замечательны образы «коза-ка» Чуба, гордой красавицы Оксаны, ловкой Солохи, бесстрашного кузнеца Вакулы. Вакула храбр, настойчив в достижении цели, не теряется в самых сложных жизненных ситуациях. Герой готов заставить служить себе нечистую силу, не робеет он и во дворце у царицы. Его воодушевляет большая и чистая любовь к Оксане.

Речь Вакулы поэтична и возвышенна: «И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей!» Таким образом, фантастика у Гоголя отражает народное миросозерцание, языческие верования, культуру. Комическая обрисовка «демонических» образов связана с религиозностью писателя, с сатирическим разоблачением нравов деревенской жизни.




Роль и истоки фантастического в сюжете повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»