Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей все о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни.

Она отвечает ему взаимностью, и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется все сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, обмана, предательства. И вот,

когда мечтатель и Настенька уже признались друг другу в своих чувствах, как появляется третий герой, о котором мы многое уже знаем из рассказов Настеньки.

Ей приходится делать тяжелый, не только для себя, но и для остальных героев выбор.

Именно этот момент, с моей точки зрения, является самым кульминационным во всем произведении. До этого мечтатель был очень счастлив: он был счастлив в своих романах, которые он создавал в мечтах, а потом он встретил Настеньку. Но это счастье, реальное, оказалось недолгим. Настенька все-таки уходит с прежним влюбленным, а мечтатель «долго стоял и смотрел им вслед…». Но почему

же мечтатель не подумал о себе, о своем будущем, о своем одиночестве и даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним?

Может быть, все дело в нем самом, в его характере? Настенька жила со своей слепой бабушкой. И один раз, за то что Настенька что-то нашалила, бабушка пришпилила ее платье к своему.

Так Настенька и сидела возле бабушки, но появился и них новый жилец. В него-то и влюбилась Настенька. Она даже пошла к нему перед отъездом, но он оказался порядочным человеком и не взял ее с собою, а только пообещал ровно через год приехать за ней.

Сама повесть «Белые ночи» построена очень интересно. Здесь главы называются: «Ночь первая», «Ночь вторая» и т. д. В тексте очень много художественных приемов. Автор часто использует прием параллелизма: почти каждая глава начинается с описания природы, и мы заранее можем знать, как закончится эта глава, печально или весело.

В повести, как мне кажется, нет резкого деления на отрицательных и положительных героев. Я не виню Настеньку за то, что она оставила мечтателя опять наедине со своими мыслями. Она поступила так, как велело ей ее сердце. Сам мечтатель тоже ее не винит в этом: «Целая минута блаженства!

Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..».

Но я виню, я, может быть, в какой-то мере презираю мечтателя. На мой взгляд, он мог сделать так, чтобы Настенька осталась с ним, и он должен был проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это все права. Он, я бы сказал, заслужил это.




Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»