Роль контрастов в повести И. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря»
В 70-е годы XIX века И. Нечуй-Левицкий, как отмечал Иван Франко, «постиг вершины своего литературного творчества, написав «Николая Джерю… «. Повесть отличается стройностью композиции. Произведение строится на принципе контраста, противопоставления.
Его писатель придерживается, когда раскрывает характеры персонажей, описывает природу. Бунтарство Николая, откровенный протест — все это выступает контрастом полуфеодального строя, к патриархальному быту, в котором веками жило крестьянство. По принципу противопоставления писатель
Даже в среде крестьян он находит противоположных по своим взглядам представителей: покорного, набожного Петра Джерю и непокоренного, свободолюбивого Николая. Контрастно изображены и женщины — Нимидора и Мокрина. Нечуй-Левицкий, как и многие другие украинские писатели, не мог мириться с тем, что на благодатной земле, богатой природными дарами, люди прозябали в крайней нищете.
Средство контраста помогает писателю воссоздать вопиющее несоответствие между богатейшей землей и крепостничеством крестьян-земледельцев.
В повести
Он начинает задумываться над своим положением, напряженно ищет причины неравенства людей.
Постепенно Николай находит ответы на свои вопросы, размышления. Он начинает сопротивляться господскому произволу, публично выражает возмущение действиями господина, отказывается работать на барщине. Николай — мужественный, смелый, честный человек, остро чувствует несправедливость. Всю жизнь он борется за свободу. Николай — человек свободолюбивого духа, который осознает свое человеческое достоинство.
Образ Николая Джерри является типичным, он воспринимается как живая личность. Это многогранный образ крестьянина-бунтаря, не покоряющегося обстоятельствам.
Роль контрастов в повести И. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря»