Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, — это Россия, освобожденная от романтических прикрас: крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и своей естественной поэзии. Образ народной России, по закону смыслового взаимодействия стихотворений, строящих лирический мир поэта, как бы расширяется в лирике Лермонтова и превращается в такой же фон, «второй фон», оттеняющий и дополняющий ее отдельные элементы, каким является в ней сумрачная картина «страны рабов, страны господ» .
Но устремление Лермонтова к народности выразилось не только в том, что он создал в своей лирике огромный обобщенный образ России. Он создавал также и «малые» лирические образы простого человека, принадлежащего к народным массам или близкого к ним. Лермонтов внимательно и сочувственно присматривается к простым людям. В «Бородине» он доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда.
В «Завещании» образ героя стихотворения, заурядного армейского офицера, по существу, сливается с лирическим образом автора.
В стихотворениях Лермонтова появляются «поля родные», «проселочный путь», «дымок спаленной жнивы», изба с соломенной крышей, солдаты с покрытыми пылью ресницами, лазарет с плохими лекарствами, ребенок любимой женщины, журналист и читатель, с которыми поэт может разговаривать на литературные темы.
Существенно, что и стиль этих стихотворений Лермонтова — а они составляют последнее логическое звено в развитии его лирики — вполне соответствует указанному выше характеру их содержания. Особенностью их является тот «язык простой», в котором сам Лермонтов видел одно из качеств подлинной поэзии. Обычные изобразительные средства поэтической речи — метафоры, метонимии, сравнения, эпитеты — в этих стихотворениях употребляются реже, чем в предшествующих.
«Здесь, — писал Белинский, — говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений…»
Дайджест:
- О теме родины в поэзии ЛермонтоваВ поэме «Измаил-Бей» Лермонтов писал: Еще не знаешь ты, кто я. Утешься! нет, не мирной доле, Но битвам, родине и воде Обречена судьба моя. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к сочинению о теме родины в поэзии Лермонтова и с них начать вступительное слово. Слово «родина» почти никогда не звучало у Лермонтова в отрыве ... Читать далее...
- План сочинения: Лирический герой поэзии ЛермонтоваЛирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой — это образ поэта в его лирических произведениях. II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова — типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т. п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. 3. ... Читать далее...
- Образ лирического героя Лермонтова, мотивы поэзии ЛермонтоваЛирический герой Лермонтова — это поэт-романтик. Он — личность, которая открыто рассказывает о своих внутренних переживаниях, будь они очень личные, будь они даже негативные. Период творчества Лермонтова пришелся на не самые легкие времена в Российской империи. Как раз самодержавием было подавлено восстание декабристов, и отсутствовала духовная и политическая свобода для личности. Лирический герой не мирится ... Читать далее...
- Как в поэзии М. Ю. Лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы?Прежде всего, о поэзии Лермонтова можно сказать, что это лирические размышления или поэзия рефлексии. Природа автором рассматривалась в роли чего-то космического. Лермонтов обращал свой взгляд за пределы пространства, видимого глазу, а не к красивым пейзажам окружающего мира. Поэтому совсем редко в его произведениях можно наблюдать появление природных реалий. В них нет «белеющих берез», также как ... Читать далее...
- Пушкинская тема в поэзии ЛермонтоваВ. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина в поэзии и прозе. Несмотря на то что эти два поэта принадлежат к разным эпохам, творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Например, многие мотивы в лирике и в творчестве Пушкина и ... Читать далее...
- Лирика в поэзии Михаила Юрьевича ЛермонтоваЛирика занимает центральное место в художественном наследии Лермонтова. Из нее вырастают и поэмы, и драмы, и прозаические произведения. В ней отражены все основные творческие интересы поэта, и факты биографии, и события общественной жизни. Единство лермонтовской лирики связано с постоянством облика ее лирического героя, в котором выражается и отражается личность поэта. Автор и лирический герой — ... Читать далее...
- Обличение светской черни в стихотворениях ЛермонтоваЛучшим ключом к пониманию нового гражданского, аналитически-углубленного подхода Лермонтова к действительности служит стихотворение «Дума» . Значение «Думы» как одной из важнейших идейных деклараций Лермонтова — в развернутой аналитической критике современного ему поколения и в том, что к числу представителей поколения поэт относит и самого себя. Эта последняя особенность становится важной и знаменательной, если вспомнить, что, ... Читать далее...
- Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. ЛермонтоваРеалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной ... Читать далее...
- Сочинение: Характерные особенности романтической поэзии ЛермонтоваХарактерные особенности романтической поэзии М. Ю. Лермонтова. Какие темы и проблемы важны для Поэта-романтика? Лирика Лермонтова и поэмы «Демон», «Мцыри» стали вершиной развития русского романтизма. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования. Герой на голову выше людей, окружающих его, их ... Читать далее...
- Почему любовь М. Ю. Лермонтова к Отчизне «странная»?На какие этапы можно разделить творческий путь М. Ю. Лермонтова? Два этапа: романтический — 1828-1836 гг. и реалистический — 1837-1841 гг. Чем определено и в чем заключается различие пафоса творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова? Поэтическое сознание А. С. Пушкина складывалось в условиях относительно большего либерализма правительства до восстания декабристов, М. Ю. Лермонтов ... Читать далее...
- Лирический герой Лермонтова в стихотворениях и поэзииВся лирика М. Ю. Лермонтова имеет определенную особенность — это тайный мир лирического героя закрытый от потусторонних глаз. Герой старается меняться, «двигаться», но такая деятельность практически ничто по сравнению с постоянным развитием героев иных поэтов XIX века. Конец творчества для Лермонтова определяется появлением обычного, незамысловатого, усталого человека, который ни по каким параметрам не походит на ... Читать далее...
- «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В. Г. БелинскийВ творчестве каждого большого поэта наряду с произведениями о любви, о смысле жизни, о Родине всегда есть стихотворения, в которых отражаются устремления к свободе. Перечитайте Гейне, Шиллера, Байрона и других поэтов, и вы обнаружите целые циклы стихотворений вольнолюбивой лирики. He являются исключением и великие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Вольнолюбивые мотивы становятся как бы одной ... Читать далее...
- Уникальная философская концепция одиночества в поэзии М. Ю. ЛермонтоваУже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота: Я к одиночеству привык, ... Читать далее...
- Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. ЛермонтоваВ жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, ... Читать далее...
- Образы природных стихий в поэзии М. Ю. ЛермонтоваОбразы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова. Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что образы природных стихий занимают особое место в поэзии М. Ю. Лермонтова. Его поэтическая фантазия уносит лирического героя в заоблачные выси, откуда он взирает на мир: стихии моря и неба, земли, степей и пустыни. В многочисленных посланиях, прикасаясь к тайнам горнего мира, поэт ... Читать далее...
- Тема революции в поэзии ЛермонтоваТему революции Лермонтов в лирике вел как подлинный революционер, которого не испугают ни кровь, ни резня, ни пьяные мужики с дубьем. Он видел революцию такой, как она есть, и принимал ее такой, как она есть. В стихии, в хаосе, в неисчислимых жертвах, в ожесточенной резне — зорким взглядом поэта видел великий разум революции, ее человечность, ... Читать далее...
- В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а является неотъемлемой частью его жизни. Лермонтов очень тяжело воспринимает страдание русского народа, и эти переживания становятся укором России. В стихотворении 1828 год «Жалобы турка» поэт ... Читать далее...
- Ненависть к «стране рабов, стране господ» в лирике ЛермонтоваЗрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и победой, совершенной творческим гением поэта и всей русской литературой. В лирических стихотворениях Лермонтова развертывается и углубляется центральный для них )браз положительного героя своего времени. Стихотворениями, открывающими период зрелости в лирике Лермонтова, следует считать » Бородино » и «Смерть поэта» . Каждое из этих прославленных стихотворений по-своему знаменательно. В ... Читать далее...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова1. Гражданское назначение поэзии. 2. Преемственность творчества Пушкина. 3. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». 4. Актуальность и злободневность их стихов. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин Широко и многогранно творчество двух гениев русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова. ... Читать далее...
- Философская лирика ЛермонтоваПлан Библейская философская лирика М. Ю. Лермонтова Тема борьбы противоположностей Поиски гармонии бытия М. Ю. Лермонтов — один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова — философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, ... Читать далее...
- Образ лирического героя в поэзии ЛермонтоваВ 1836-1837гг. образ лирического героя в поэзии Лермонтова откровенно демифологизируется. Окружавший его сверхчеловеческий ореол исчезает, герой начинает ощущать свое родство со всеми остальными людьми. Но, в конце концов, выясняется, что вел эта эволюция означает лишь расставание с традиционной формой мифологизации собственного образа. В поздней лирике Лермонтова ориентация на распространенные в романтической культуре варианты «демонического» мифа ... Читать далее...
- Крепостничество «отцов» в поэзии ЛермонтоваВ то время как в залах и гостиных дворянских особняков танцовали, играли в карты, сплетничали и злословили, в мезонинах и антресолях, где ютилась молодежь, шла иная жизнь. Здесь мечтали о подвигах, спорили до рассвета, писали стихи. Жизни-развлечению фамуоовской Москвы лучшая часть молодежи 30-х годов противопоставляла свой идеал труда и борьбы; себялюбию и классовой ограниченности — ... Читать далее...
- Введение в лирику ЛермонтоваВ первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства…. Да, очевидно Лермонтов поэт ... Читать далее...
- На тему: ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВАВеликого русского поэта М. Ю. Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоящего. Историческая тема, тема смены поколений, Нравов, традиций, устоев является одной из важнейших в его творчестве, И если в представителях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотизма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а ... Читать далее...
- Литературный анализ стихотворения «Родина» ЛермонтоваВ стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: » Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято ... Читать далее...
- Идеи патриотизма и тема родины в творчестве ЛермонтоваВ «Бородине» с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. «Роковое» поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от потусторонних сил, над ним стоящих, как это имело место в юношеской лирике поэта, а от борьбы великого народа, отстаивающего свое право на свободу и национальную ... Читать далее...
- Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. ЛермонтоваБелинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы. Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его не всегда бывал услышан. Поэт Лермонтова изведал не только одиночество и ... Читать далее...
- Стихотворение Лермонтова «Из Паткуля»Для того чтобы стал ясен смысл этого послесловия и вся острота соседства стихотворения с антикрепостнической’ драмой, в которой Лермонтов бросает вызов дворянскому обществу, необходимо выяснить, кто такой Паткуль и почему Лермонтов назвал стихотворение «Из Паткуля». Иоганн-Рейнгольд Паткуль — подлинная историческая личность. Паткуль — политический деятель Лифляндии, видевший в присоединении к России спасение своей родины от ... Читать далее...
- Любовная лирика раннего творчества ЛермонтоваЛюбовные стихи раннего Лермонтова не столько о ней, сколько о нем. В отличие от многих предшественников у Лермонтова мотив любви обычно осложнен всем комплексом идей, присущих его лирическому герою: обычно здесь же присутствует мысль о его высоком предназначении, непонятости, одиночестве и т. п. Любовь «лермонтовского человека» всегда несчастлива, приносит ему только страдания и горечь, а ... Читать далее...
- Какую роль в воспитании Лермонтова сыграла его бабушка Арсеньева?Какую роль в воспитании Лермонтова сыграла его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева? Как складывались отношения отца и сына Лермонтовых? Елизавета Алексеевна самозабвенно любила внука. Всю свою нерастраченную материнскую любовь она перенесла на него после ранней смерти от чахотки единственной дочери. Есть сведения, что буквально на другой день после смерти дочери она выплатила зятю 25 ООО рублей, ... Читать далее...
Роль метафоры в поэзии Лермонтова