Роль образа Свидригайлова двойника Раскольникова по роману Преступление и наказание

Особую роль в произведении писатель отводит образу Свидригайлова. Этот персонаж и сопоставляется с Раскольниковым, и одновременно противопоставляется ему. Аркадий Иванович Свидригайлов — это циничный и безнравственный человек. Сначала мрачные петербургские притоны, а затем неожиданное богатство и власть над крестьянами — это все, жутким образом развратило его.

Но неспроста Раскольникова, который уже совершил преступление, так сильно тянет к Свидригайлову, ведь это его своеобразный двойник, так сказать, «оборотная» сторона.

Оба

этих человека, пускай по разным мотивам, посчитали себя вправе «перешагнуть через кровь». Узнав, об убийстве, совершенном Раскольниковым, Свидригайлов воспринимает эту новость совершенно спокойно, в отличие от Дуни, Сони и Разумихина, которые видят в этом настоящую трагедию. Свидригайлов успокаивает и подбадривает Родиона, одолеваемого угрызениями совести и страшными душевными муками. В этот момент открывается главное и самое значительное отличие между ними. Свидригайлову непонятны и удивительны трагические метания Раскольникова, нравственные и гражданские вопросы он считает глупостью.

По-своему,

резко и грубо, Свидригайлов высказывает мысль, которая уже стала понятна и самому Раскольникову: не смог он переступить черту, убийство совершил, а переступить не смог, человеком и гражданином остался.

Свидригайлов же переступил эту черту давно, все нравственное и человеческое он побоку пустил. Цинично, откровенно, а самое главное, точно формулирует он суть бесчеловечной теории Раскольникова, которую считает и своим жизненным принципом: единичное злодейство допустимо, если хороша главная цель. Четко, просто и ясно. Нравственная сторона в этой системе лишняя.

Свидригайлов освободил себя от вопросов, над которыми мучается совершивший преступление Раскольников. Для Аркадия Ивановича хороша любая поставленная им цель, а значит, оправдывается и всякое злодейство, совершенное ради ее достижения. Но даже Свидригайлов, на совести которого лежит много грязных преступлений, неожиданно сталкивается с невидимой преградой внутри себя.

Почему он приезжает в Петербург после смерти жены, возможно, им убитой? Причина, конечно, кроется в Дунечке Раскольниковой. Свидригайлов подготовил для девушки ловушку, все рассчитал — она не могла отказать ему в свидании, ведь дело касалось ее брата, его страшной тайны. Между Дунечкой и Свидригайловым происходит нравственный поединок, это один из самых захватывающих моментов в романе. Свидригайлов терпит поражение перед душевной силой девушки и перед своей любовью к ней, он вынужден отступить.

Вскоре Аркадий Иванович покончил жизнь самоубийством. Смерть — вот окончательный результат постепенного освобождения себя от всех вопросов и преград, от всего человеческого и нравственного.

Однако до самоубийства Свидригайлова между героями-двойниками происходит еще одна встреча. Раскольников идет к Аркадию Ивановичу накануне той самой роковой ночи, когда развернулась борьба стихий на небе, на земле и в душах героев. Раскольников хочет узнать, как жить, переступив черту, но Свидригайлов уже не может дать ему ответ, поскольку осознает, что у него самого нет будущего, что «банка с пауками» — это его вечность, а отчаяние будет преследовать его повсюду.

После этого разговора Родион обращается к Соне и, благодаря этому, остается жить, ведь в ту ночь он тоже был почти на грани самоуничтожения.

Окончательно признав себя «тварью дрожащей», Раскольников идет сознаваться в преступлении, прекращая свой индивидуалистический «бунт». По дороге он узнает о смерти Аркадия Ивановича. Эта новость — последнее предупреждение Раскольникову о том, что ожидало бы его в будущем, если бы он продолжил доказывать свою теорию, заглушив голос совести.

Бесчеловечная теория Раскольникова имеет тесную связь с жизненной позицией Свидригайлова, который всегда жил по принципу «все дозволено».




Роль образа Свидригайлова двойника Раскольникова по роману Преступление и наказание