Роль образа Свидригайлова двойника Раскольникова по роману Преступление и наказание
Особую роль в произведении писатель отводит образу Свидригайлова. Этот персонаж и сопоставляется с Раскольниковым, и одновременно противопоставляется ему. Аркадий Иванович Свидригайлов — это циничный и безнравственный человек. Сначала мрачные петербургские притоны, а затем неожиданное богатство и власть над крестьянами — это все, жутким образом развратило его.
Но неспроста Раскольникова, который уже совершил преступление, так сильно тянет к Свидригайлову, ведь это его своеобразный двойник, так сказать, «оборотная» сторона.
Оба
По-своему,
Свидригайлов же переступил эту черту давно, все нравственное и человеческое он побоку пустил. Цинично, откровенно, а самое главное, точно формулирует он суть бесчеловечной теории Раскольникова, которую считает и своим жизненным принципом: единичное злодейство допустимо, если хороша главная цель. Четко, просто и ясно. Нравственная сторона в этой системе лишняя.
Свидригайлов освободил себя от вопросов, над которыми мучается совершивший преступление Раскольников. Для Аркадия Ивановича хороша любая поставленная им цель, а значит, оправдывается и всякое злодейство, совершенное ради ее достижения. Но даже Свидригайлов, на совести которого лежит много грязных преступлений, неожиданно сталкивается с невидимой преградой внутри себя.
Почему он приезжает в Петербург после смерти жены, возможно, им убитой? Причина, конечно, кроется в Дунечке Раскольниковой. Свидригайлов подготовил для девушки ловушку, все рассчитал — она не могла отказать ему в свидании, ведь дело касалось ее брата, его страшной тайны. Между Дунечкой и Свидригайловым происходит нравственный поединок, это один из самых захватывающих моментов в романе. Свидригайлов терпит поражение перед душевной силой девушки и перед своей любовью к ней, он вынужден отступить.
Вскоре Аркадий Иванович покончил жизнь самоубийством. Смерть — вот окончательный результат постепенного освобождения себя от всех вопросов и преград, от всего человеческого и нравственного.
Однако до самоубийства Свидригайлова между героями-двойниками происходит еще одна встреча. Раскольников идет к Аркадию Ивановичу накануне той самой роковой ночи, когда развернулась борьба стихий на небе, на земле и в душах героев. Раскольников хочет узнать, как жить, переступив черту, но Свидригайлов уже не может дать ему ответ, поскольку осознает, что у него самого нет будущего, что «банка с пауками» — это его вечность, а отчаяние будет преследовать его повсюду.
После этого разговора Родион обращается к Соне и, благодаря этому, остается жить, ведь в ту ночь он тоже был почти на грани самоуничтожения.
Окончательно признав себя «тварью дрожащей», Раскольников идет сознаваться в преступлении, прекращая свой индивидуалистический «бунт». По дороге он узнает о смерти Аркадия Ивановича. Эта новость — последнее предупреждение Раскольникову о том, что ожидало бы его в будущем, если бы он продолжил доказывать свою теорию, заглушив голос совести.
Бесчеловечная теория Раскольникова имеет тесную связь с жизненной позицией Свидригайлова, который всегда жил по принципу «все дозволено».
Роль образа Свидригайлова двойника Раскольникова по роману Преступление и наказание