Когда заходишь в украинский крестьянский дом, ощущаешь, что тебя встречает мудрый и кроткий человек. Все в нем, гармонично дополняя одно другое, составляет единый образ, определенный содержательный знак. И этот знак изначально выполнял не только практическую, а и эстетичную и магическую функции, так как каждая вещь в доме имела свое символическое значение.
Как живой человек, и в дни праздников, и в печали она помогала хозяевам.
Так печь у украинцев служила не только для отопления и приготовление пищи. С ней связано много поверий, обычаев. Печь держали всегда в чистоте, белили и уважали, разрисовывали цветами и никогда не оставляли на ночь пустой, а обязательно закладывали дрова и ставили в сосуде воду.
Это было своеобразным проявлением жертвования для печи, которая, за народным поверьем, несла в дом тепло и благосостояние. Хлебной печи и лопате предоставляли также целебных свойств. Например, когда ребенок кашлял, его клали на хлебную лопату, тесно пеленали и трижды вдевали в еще горячую печь, проговаривая за каждый раз вместе: «Кашель в печь, а ребенок из печи».
Интересной символики приобрел в украинских домах и сундук, который расписывали яркими вазонами, украшали резьбой по дереву, металлической ковкой и другим. Но сундук — это не только часть интерьера украинского жилья, это еще и часть девичьего приданого. То, что входило в сундук, девушка должна была готовить себе сама или же вместе с матерью. Постель, полотенца, одежда, а также ленты и платки, которыми девушка должна была одарить свадебных гостей, годами составлялись в этом сундуке, чтобы в день свадьбы всем гостям и односельчанам братья и сватьи могли продемонстрировать не столько благосостояние молодой и ее родных, сколько ее трудолюбие.
…Сегодня дома украинцев обставлены современной мебелью, но в душах хозяев остается переданное предками почтительное отношение к народным традициям, связанным с жильем.
Дайджест:
- Отображение нравственности народа в народных песняхВ научной литературе наряду с понятием «устное народное творчество» применяется термин «фольклор», т. е. «народная мудрость», так как в народном творчестве отразились представления народа об окружающем мире, его обычаи, стремления, надежды и мечты. Но главное, за что мы ценим народное творчество, это то, что в нем отражен характер народа, его лучшие моральные качества: доброта, искренность, ... Читать далее...
- Отображение борьбы за волю казачества в народных думах и песняхНарод Всегда нес в своих сердцах великое пламя свободы, которое ничем нельзя было погасить. Шли в бой украинцы за волю, шли, хотя и понимали, что не всех ожидало возвращение домой. Гремела слава о Запорожской Сечи, гремела слава казацкая, и собирались под казацкие флаги люди, те, кто хотел воли для родной Украины, те, кто мечтал о ... Читать далее...
- Роль приема противопоставления в произведении «Патриоты»Особую страницу творческого наследия В. Самийленко представляют сатирические и юмористические поэзии, в которых художник высмеивает отрицательные поступки своих земляков-украинцев, их безделье и трусость, псевдопатриотизм. К этой тематической группе принадлежит и стихотворение «Патриоты» . Сюжет произведения прост: двое ребят разговаривали о «судьбе своей земли», они словесно «защищали» судьбу и права народные, раздумывали «о раздельности натуры», «давности ... Читать далее...
- Образы народных заступников и образ Г. ДобросклоноваБогатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою». Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует. Счастье помещик понимает как удовлетворенное ... Читать далее...
- О народных промыслах из кн. «Живая Древняя Русь»Есть на правом берегу Вятки Дымковская слобода. В ней исстари селились печники и игрушечники — мастера делать глиняные свистульки. Говорят, что слободу потому и назвали Дымковской, что в ней по утрам над каждой избой поднимались хвостатые клубы дыма. Происхождение глиняного промысла народное предание связывает с местным праздником «Свистуньей». По всей вероятности, «Свистунья» в далекие годы ... Читать далее...
- Рассказ об известных мне народных промыслахНаш народ издавна отличался своим мастерством. Изделия с кожи, глины, металла, замечательные украинские вышивки были известны далеко за пределами страны. Каждая местность, в зависимости от имеющихся природных ресурсов и сырья, прославлялась своим искусством. На Слобожанщине, где было много глины, железной руды, песка, распространилось гончарство, кузнечество, производство стекла. Одежда была нужна всем, поэтому везде занимались ткачеством, ... Читать далее...
- Словарь слов врстречающихся в русских народных сказкахА Али, аль — или Алтарь — восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом Алтын — старинная монета в три копейки Амвон — возвышенная площадка в церкви перед так называемыми царскими вратами Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна Архиерей — общее название высших чинов духовенства Б Баить, баять — говорить, рассказывать Байка ... Читать далее...
- Дочка пекаряВы знаете, почему сова так сердито кричит по ночам: «Уух, уух!»? Если нет, мы вам расскажем. В былое время — то было не мое время, и не ваше время, да и ничье то время — в Англии водилось много всякой нечисти. Всякие там эльфы, великаны, говорящие жабы и прочее. И конечно, феи, которые были всесильны ... Читать далее...
- Описание народных обрядов: ЖатваОбряд жатвы отмечал наш народ давно, продолжает отмечать и в наше время. Недаром последний месяц лета на Украине называют августом. С приходом времени для серпов и кос было всегда много работы. Живет в народе красивый обычай праздников жатвы. В день завершения покоса хлеба хозяева оставались дома, готовясь к приходу жнецов. В доме варили богатые кушанья, ... Читать далее...
- «Добро и зло в русских народных сказках»Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках» Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло. Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница. Но у ... Читать далее...
- Робин Гуд герой средневековых английских народных балладРобин Гуд — это герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По преданию, он со своей шайкой жил в лесах около Ноттингема и боролся за справедливость — грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. Лицо, которое является прототипом этих баллад и легенд не установлено. Вероятно, он жил в начале XIV века, во время ... Читать далее...
- Рассуждение на тему Добро побеждает зло в русских народных сказкахПодготовка к ЕГЭ: Сочинение рассуждение на тему Добро побеждает зло в русских народных сказках Абсолютного добра не бывает, как и абсолютного зла. Это две грани одного мира, в котором мы живем. Но мировая литература в своем большинстве проводит четкое разграничение этих понятий. Перед нами предстоят герои различных произведений, которые находятся на одной из этих сторон ... Читать далее...
- Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинахРусские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления Русских людей о героизме и народных героях. Илья Муромец — главный герой многих былин и преданий. Его отличает не только богатырская сила, но и гордость, чувство справедливости, умение побеждать. Никакой враг не страшен русской ... Читать далее...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-ЩедринаВ сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например «Жили-были…». Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и ... Читать далее...
- Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов центральный образ поэмыВ поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к самопожертвованию ради других. Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым? В начале урока можно прослушать сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий. Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. ... Читать далее...
- О судьбе народных талантов. По повести С. Васильченко «Талант»О судьбе народных талантов писал еще Тарас Шевченко в своих русских повестях. Сквозь темноту и суеверность, классовое превосходство в царской России пробивались лишь одиночные таланты, такие как сам Шевченко, выдающийся актер Щепкин и некоторые другие. Большинство же гибли во мраке крепостничества, пореформенных кризисов, революционных ситуаций. Как писатель С. Васильченко оставался всю жизнь верен селу, сельской ... Читать далее...
- Изображение судеб народных в поэзии Н. А. НекрасоваН. А. Некрасов возглавил новый этап русской реалистической поэзии. Его творчество многопланово и многотемно. Лирические произведения этого поэта посвящены природе, любви, поэзии и, конечно, Родине и русскому народу. Творчество Некрасова, не утрачивая лирического начала, всегда тяготело к многосторонней, объективной изобразительности и эпической масштабности. Потому ярко, масштабно, колоритно рисует Некрасов в своих произведениях судьбы народные. Апполон ... Читать далее...
- В этнографическом музееНациональная одежда — это святыня каждого народа. Вышитая рубашка, вышитое полотенце, платок — издавна считаются святым подарком, когда кто-то отправляется в далекую дорогу. Уважение к одежде — это уважение к своему роду, нации в целом. Наши предки считали, что небрежение национальной одеждой приводит к потере духовности. Из древних веков пришло, что одежда украинцев должна был ... Читать далее...
- Некрасов как «певец страданий народных»Николай Некрасов — известный русский поэт середины XIX столетия. Смерть поэта и его погребение превратились в демонстрацию большой любви к певцу «страданий народных». Во время траурной церемонии Достоевский произнес речь и сказал, что Некрасов стоит в одном ряду с Пушкиным и Лермонтовым. Но кто-то из толпы поправил его: «Выше чем Пушкин и Лермонтов!» Так возвышенно ... Читать далее...
- П. П. Ершов. Сюжеты сатиры народных сказокВ историю русской литературы Ершов вошел как автор одного произведения. Произведение это — сказочная повесть «Конек-Горбунок»- вот уже почти полтора столетия доставляет радость читателям всех возрастов. Развивая вольнолюбивые и сатирические мотивы русского фольклора, усвоив традиции пушкинских сказок, Ершов удачно использовал сказочную форму для изображения современной действительности. Петр Павлович Ершов родился в глухом селе Безрукове Ишимского ... Читать далее...
- Собиратель и издатель русских народных сказок АфанасьевГлавный собиратель и издатель русских народных сказок — Александр Николаевич Афанасьев. Он окончил Московский университет, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества. Обращение же к народным сказкам в годы, когда так остро стоял вопрос об освобождении народа, об ... Читать далее...
- История возникновения русских народных сказокИтак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные. Это — сказки о животных. В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или ... Читать далее...
- Одна из народных драматических пьес ХVIII века1. Творческая история комедии. 2. Проблема воспитания. 3. Помещичий произвол Простаковой. 4. Положительные герои комедии. 5. Речь героев. 6. Новаторство писателя. После написания «Бригадира» Д. И. Фонвизин более десяти лет не писал драматических произведений, всю свою энергию отдавая государственным делам и политике. Идея создать новую пьесу посетила его еще в 1778 году, когда он вернулся ... Читать далее...
- Своеобразие отображения народных идеалов в творчестве Григория СковородыЛюбой человек, придя в этот мир, через какое-то время отойдет в небытие. Что он оставит после себя? Каким будет его жизненный путь между началом и концом? Как он преумножит человеческий интеллект? Каким образом прислужится вечным истинам? Такие или подобные вопросы ставит себе и другим каждый мыслящий человек. Каким же был путь того, кто дал такой ... Читать далее...
- Изложение — Роль стереотипов в национальной самоидентификации украинцевНародные стереотипы — это представления и убеждения относительно других групп, которые имеют свою характеристику и оценку. Они показывают настоящую позицию народа относительно других стран, с которыми постоянно изменяются отношения. Стереотипы других народов тесно связаны с оценкой своего государства или народа, а также с видением своей народной идентификации. Народные стереотипы реагируют на разницы, которые существуют между ... Читать далее...
- На тему: ВОПЛОЩЕНИЕ ЛУЧШИХ НАРОДНЫХ КАЧЕСТВ В ОБРАЗЕ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНАЕще за несколько лет до создания «Василия Теркина» А. Т. Твардовский, обдумывая свой замысел, записал в дневнике: «Главное в том, что никто за это дело не возьмется, а если возьмется, то не сделает так, как это сделаю я, если все пойдет по-хорошему… При удаче это будет ценнейший подарок армии, это ее любимец, нарицательное имя. Для ... Читать далее...
- Образы народных заступников в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Поэт-гражданин, поэт революционной борьбы, Н. А. Некрасов, написавший поразительные по силе и чувству стихи о своих соратниках Добролюбове, Чернышевском, Писареве, не мог не обратиться в своем творчестве к новому для русской литературы образу — образу народного заступника. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показано, что зреют в народе силы, способные встать на защиту чести ... Читать далее...
- Сочинение: Отображение героической борьбы за волю народных думах и песняхНарод всегда нес в своих сердцах большое пламя свободы, которое ничем нельзя было погасить. И шли в бой украинцы за волю, шли, несмотря на то, что не всех ждало возвращение домой. Гремела слава о Запорожской Сечи, гремела слава казацкая, и собирались под казацкие флаги те, кто хотел воли, кто мечтал о ее независимости. И составлялись ... Читать далее...
- Роль казачества в историиЯ глубоко убеждена, что казачество сыграло большую роль в истории Украины, оказало влияние на формирование специфических черт культуры, самосознания и национального характера. По моему мнению, уже самим фактом своего существования оно вдохновляло украинцев на борьбу против феодального угнетения, за национальную независимость. С давних времен украинский народ вынужден был отстаивать свои права на свободное существование, ведь ... Читать далее...
- Как в портретах героев солженицынских произведений «просвечивает» «басенный животный мир», юмор русских народных сказок и былин?Во-первых, мы не можем говорить о произведениях Солженицына вообще; мы обсуждает сейчас только повесть «Матренин двор». Во-вторых, неясно, что подразумевается под «просвечиванием» «басенного животного мира»: то ли то, что герои-люди похожи на басенных героев-животных, то ли то, что животные приобретают человеческие черты, как животные в баснях. В-третьих, «юмора русских народных сказок и былин» в повести ... Читать далее...
Роль печи и лопаты в народных обрядах