Роль поэта и поэзии в представлении В. Маяковского

Творчество В. В. Маяковского во многом определило дальнейшую судьбу русской поэзии XX века. Но надо ли поэту — избраннику судьбы — быть еще и гражданином? Об этом не могли не задумываться крупнейшие поэты России.

Они искали истину, хотели понять, в чем их долг перед совестью, перед народом. Еще Пушкин писал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Волновала эта тема и Маяковского…

Уже в раннем творчестве Маяковский считает

старую поэзию отжившей, недостойной забавой, которой в бурные времена заниматься не нужно. Обращаясь к писателям, он восклицает:

Неужели не наскучили пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам? Если такие, как вы, творцы — мне наплевать на всякое искусство.

После Октябрьской революции поэт полностью поставил свой талант на службу новой власти, считая, что он «ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный» .

Владимир Владимирович Маяковский был большой новатор в стихосложении, хотя теорию его, как он сам писал, осилить не мог, у него хромала и грамотность. И все-таки его талант поразителен.

У него большое чутье к языку, он мастерски умел создавать новые, очень выразительные слова: «бронзы многопудье», «свинцо-воночие» и многие другие.

Владимир Владимирович же, видимо, считал себя самым выдающимся поэтом своего времени и, конечно же, самым идейно правильным. Недаром в стихотворении «Юбилейное», посвященном Пушкину, он совершенно спокойно утверждает:

Хорошо у нас В стране Советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожаленью, нету,- впрочем, может, это и не нужно.

В «Юбилейном» же Маяковский утверждает, что после смерти ему стоять рядом с Пушкиным и что ему «памятник при жизни полагается по чину».

Главная идея Маяковского — поэт и поэзия должны служить пролетариату, а точнее, коммунистической партии. В статье «Как делать стихи» он совершенно четко говорит: «С моей точки зрения, лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному заказу Коминтерна, имеющее целевую установку на победу пролетариата, переданное новыми словами, выразительными и понятными всем, сработанное на столе, оборудованном по НОТу, и доставленное в редакцию на аэроплане».

Маяковский считает высшей похвалой, если его труд приравняют к труду малоквалифицированному. «Я по существу мастеровой, братцы», — заявил он в «Послании пролетарским поэтам». И там же очень характерные строки:

Есть перед нами огромная работа — каждому человеку нужное стихачество. Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества.

Стоит обратить внимание на слово «стиха-чество», выдуманное Маяковским, но очень подходящее для его творчества. В знаменитом своем «Разговоре с фининспектором о поэзии» он также стремится выяснить, какое же место занимает поэт в рабочем строю:

Я по праву требую пядьВ ряду беднейших рабочих и крестьян.

Маяковский во многих стихах и поэмах всячески изгоняет любовь из поэзии. И сегодня нас волнуют стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина и многих других, в которых поэты воспевают свои самые интимные чувства. А пролетарский поэт в стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и поэзии» пишет:

Не скрою, Ванечка: Скушно и нам. И ваши стишонки — Скуки вина. Десятый Октябрь у всех на носу, А вы ухватились за чью-то косу.

Любите и Машу, и косы ейные. Это ваше дело семейное. Но что нам за толк от вашей от бабы?!

В наши дни невозможно всерьез говорить о том, что можно хотя бы частично принять взгляды Маяковского на роль поэта и поэзии. Хотя бы потому, что его стихи служили прославлению жестокой и несправедливой власти, искажали представления людей о том, что такое настоящая поэзия.

И все же благодаря огромному таланту Владимира Владимировича и сегодня многие его поэтические мысли о том, как должен писать поэт, бстаются крылатыми: «И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг, и штык, и кнут».

Поэт всегда должник вселенной, платящей на горе проценты и пени,-‘ говорит он.

Я думаю, что Маяковский не уйдет из нашей литературы, не будет полностью забыт, как это случилось уже со многими писателями двадцатых-тридцатых годов. Сколько крылатых выражений, созданных им, вошло в наш язык: «тысячи тонн словесной руды», «шершавым языком плаката», «Навели хрестоматийный глянец» и так далее.

И хочется закончить сочинение еще одной цитатой из «Разговора с фининспектором», которая, верю, так и останется хрестоматийной:

Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляюще слов этих жжение рядом с тлением слова-сырца.

Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца.




Роль поэта и поэзии в представлении В. Маяковского