Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не видели сценическую версию пьесы.
Известно, что по мере развития драматургии менялась и роль ремарок. Например, если у Грибоедова они большей частью служили описанием действий, то у Чехова на них возложена большая смысловая нагрузка, а у Горького они эмоционально сильны. Пьесы Островского предназначались не только для постановки в театре, они широко распространялись для чтения, поэтому
В той же «Грозе» ремарки не только описывают пейзаж, обстановку, внешность героев, но и комментируют их поведение.
Лексика ремарок лаконична, что не мешает им бить в цель. Так, ночной пейзаж оврага нагнетает чувство безысходности, слегка смягченное ночной тьмой. А вид на Волгу, в отличие от такого же виДа в «Бесприданнице» , как бы подчеркивает замкнутость мира Калинова и дает понимание мечты Катерины вырваться из города: «Вылетела бы в поле и летала с василька на василек по ветру, как бабочка».
Характерно, что отсутствуют ремарки, описывающие
Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка». Это описание, из которого ничего не видно, лишний раз подчеркивает идею о символическом значении отсутствия явственных внешних характеристик дома.
Любопытно, что в течение пьесы характеры героев не изменяются, а раскрываются, но прямых описаний персонажей нет вообще. У некоторых персонажей нет и характера, они безлики. Например, Борис, которого Добролюбов причисляет к обстановке, а не к одушевленным лицам, или Тихон, представленный ремаркой: «ее сын». \
Также довольно общие ремарки об одежде: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Ясно, что автор указал на то, что сперва Борке отличался от жителей Калинова, но теперь обыденность его засосала, и одежда уже не защищает от слияния с городом.
Очень значительна довольно большая ремарка, в которой «Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю». Платок большой и белый, он виден ночью, а Катерина спускается в темный овраг, чтоб свершить грех, но где-то в подсознании надеясь, что ее заметят по этому платку и окликнут, вернут. Она, как белая чайка, спускается в темную пещеру греха, сложив концы белого платка, как крылья.
Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского «Гроза»