Роль «Русской троицы» в национальном духовном возрождении
Процесс рождения новой литературы проходил и в стране захваченной австрийцами в 1772 году. Здесь было упразднено крепостничество, и положение трудящихся от этого существенным образом не улучшилось. Непереносимым был и национальный гнет. Австрийцы в Галиции действовали руками польских господ, на Буковине — румынских, на Закарпатье — венгерских. полонизировали, румынизировали. И вот тогда, когда казалось, что гибнут последние произведения украинской культуры, на околице духовного развития навсегда воцарится вечная ночь, сверкнул лучик
В начале 30-х годов в Львове сформировалась группа передовой украинской интеллигенции, которая активно выступила за защиту народа, его языка, культуры. Возглавил эту группу М. Шашкевич, тогда семинарист Львовской духовной семинарии. Это был человек одаренный, преданный народу, который имел незаурядные способности организатора, предводителя…
В 1832 году, на втором курсе философского отдела, М. Шашкевич познакомился и сблизился с Яковом Головацким, который тоже стал его единомышленником. Вскоре к ним присоединился и Иван Вагилевич. Деятельность этого кружка с самого начала выходила
Руководителем кружка был Маркиан Шашкевич. Согретый «искренней любовью к родине», по словам Франко, он настойчиво искал то, чего не было нигде, — правды. Вскоре к троице энтузиастов присоединились другие. Языковедческие студии, изучение истории Украины, собирание фольклора — такой была программа этих студентов патриотов. В признак преданности народу каждое свое сочинение они подписывали именами: Маркиан Шашкевич — Руслан, Иван Вагилевич — Далибор, Яков Июношеский — Ярослав, Григорий Илькевич — Мирослав.
При вступлении они давали клятву «честным словом на протяжении всей жизни работать в пользу народа и возрождения национальной культуры».
В 1833 году молодые патриоты заключили рукописный сборник «Сын Движения», в котором выразительно звучал призыв к единению народных сил, к национальному пробуждению. Правдивое понимание роли народа, бодрый, мужественный тон характерны для сборника «Сын Движения». Этому сборнику, пронизанному свободолюбивыми идеями, не посчастливилось быть напечатанным, тем ни менее это не остановило энтузиастов. Львовский студенческий кружок не оставил своих намерений.
Участники его готовят новый сборник: собирают народное творчество, объезжают пещеры в Карпатах, завязывают контакты с деятелями культуры других народов.
Это был альманах «Зоря». Сборник провозглашал идею единения народа с братскими славянскими народами. Это был гимн освободительной борьбе, горячий призыв, обращенный к современникам. Альманах «Зоря» своим содержанием представлял зачаток новой литературы в Галиции.
Не удивительно, что цензура решительно запретила Печатать «Зарю». Цензурные и политические репрессии не сломали настойчивости Шашкевича и его единомышленников; энтузиасты не прекратили своей деятельности. В 1836 году они подготовили в печать новый сборник, известный под названием «Русалка Днестровая». Чтобы обойти цензуру, Я. Головацкий пошел на «ухищрения»: он отослал рукопись в Будапешт, одному из своих знакомых — писателю-сербу Ю. Петровичу, деятелю национального возрождения. В конце 1836 года книжка было напечатана и 900 экземпляров было прислано в Львов.
И хотя значительная часть была конфискована жандармами, спасенные экземпляры разошлись с огромной скоростью и поднимали дух народа, возбуждали его социальное и национальное сознание, укрепляя веру в то, что родное слово не погибнет. «Русалка Днестровая» призывала к единению галичан с соотечественниками с «далекой Украины», которые «один второму брат». Ее авторы верили, что «свободная пора» неизбежно настанет.
Вопреки прививаемой шляхско-польской культуре представители галичского возрождения призывали все честные сердца: «Свою песню запоем», что означало возродим и разовьем, взлелеем родную украинскую культуру и защитим ее от вражеских посягательств.
Роль «Русской троицы» в национальном духовном возрождении