Роман «Братья Карамазовы» задуманный писателем как произведение, которое должно было бы открывать серию романов о жизни Алексея Карамазова — мужа Божьего, который будет воплощать в жизнь священные завещания. Однако этот первое из серии произведений о праведнике-человеколюбе, так и осталось единственным романом, в котором герой пока что не является активным деятелем, а фигурирует лишь как земной идеал человека, постигающий полноту учения Христа.
Роман «Братья Карамазовы» — вершина теологично-мистического реализма Достоевского, который своими идеями останется духовной альтернативой многим психоаналитическим концепциям своей и последующим эпохам с опасными попытками социального и морального экспериментаторства, с идеями «честности с собой», которые высвобождают греховные понуждения человека, с разными реформами личности и общества вообще.
Собственно, свобода без Христа, по Достоевскому, мнимая свобода: она ведет к гибели, как и воплощение земного благополучия путем покорения личности, путем несвободы, поскольку сама несвобода, духовная и социальная, порождает только зло.
Мораль же, которая основывается на вере, на Христовых заповедях, выше земных законов, выше рационального мышления, которое не лишено зла, внесенного грехопадением.
Старания же изменить мир на лучший насильно, по человеческим критериям, на которые лежит печать греховности, непременно приведет к гибели всю земную цивилизацию.
Поэтому человек должен взять на себя ответственность за все и за вся, возрождаясь и укрепляясь в вере. В этом и заключается идейный пафос философского романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», который является одним из сильнейших пророческих произведений в мировой литературе. Трагическое XX столетие да и современная эпоха глобализма с разрушением духовно-этических основ общества, с десакрализацией традиций рода и народа, исторической памяти и социальных факторов — подтверждение актуальности идей Достоевского, его гениальности.
Произведения великого русского мастера романа идей имели и имеют большую популярность в Украине. Отголосок мотивов Достоевского в той или иной мере ощутим в художественных интерпретациях многих украинских писателей, в частности И. Франко, О. Кобылянской, Леси Украинки, М. Коцюбинского, В. Винниченко, М. Волнового и др.
Дайджест:
- По роману Достоевского «Братья Карамазовы»Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, ... Читать далее...
- Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы»Центральный персонаж романа Достоевского » Братья Карамазовы » , помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень «кара», что на тюркско-татарских языках означает «черный» . В черновиках этот герой не имеет еще имени, которое появилось лишь в окончательной редакции, а называется просто помещиком. В романе — ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги ... Читать далее...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж «Братьев Карамазовых» появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным «Словечки», в поисках характерных выражений для речи героев романа. Давая общую характеристику людям, едва приобщившимся к культуре, Достоевский писал в «Дневнике писателя» ... Читать далее...
- Анализ романа «Братья Карамазовы» Достоевского Ф. МГоды «братского общения» со всей Россией очень многое дали и читателям, и автору. Обогащенный этим опытом, он приступает к созданию своего последнего и самого великого романа — «Братья Карамазовы» . Действие его происходит в маленьком провинциальном городке Скотопригоньевске, в котором как бы соединяются, концентрируются все главные человеческие типы, важнейшие проблемы тогдашней России. В центре романа ... Читать далее...
- На тему: ДЕТИ В ОТРЫВКАХ ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков беспощадно лупят камнями одного затравленного мальчишку. При этом они не могут убедительно объяснить Алеше Карамазову, в чем вина этого отщепенца. Вероятно, они и сами толком не знают ее. Но детская склонность дразнить друг друга, упрямство и драчливость побуждают их настойчиво и безжалостно преследовать отбившегося от стаи. Предположение ... Читать далее...
- ОБРАЗ АЛЕШИ КАРАМАЗОВА В ОТРЫВКАХ ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»Алеша Карамазов — умный, мужественный и благородный юноша. Он, хотя и монах и, казалось бы, оторван от обычной человеческой жизни, легко вступает в контакт со школьниками. Алеше помогает в общении с детьми и то, что он сам недавно окончил школу. Конечно, школьникам льстит, что взрослый на равных беседует с ними, обращается на «Вы» и без ... Читать далее...
- Многоплановость романа «Братья Карамазовы»Исследователи давно установили многоплановость романа, где «текущая действительность выступает в сложном сплаве с исторической и философской символикой». Если существо всякого искусства заключается в символической многозначности его образов, впервые сообщающей им измерение глубины и отличающей их от плоского отображения действительности, то в больших романах Достоевского,- замечает С. Гессен,- особенность эта доведена до своей почти предельной степени. ... Читать далее...
- Образы и характеристика братьев Карамазовых в одноименном романе «Братья Карамазовы»С образом Федора Карамазова — эгоиста, развратника и циника — связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей к отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный ... Читать далее...
- Краткое содержание Братья Карамазовы в сокращенииСобытия разворачиваются в небольшом городке Скотопригоньевске., в монастыре, где проживает старец Зосима, широко известный благодаря своей целительской и подвижнической деятельности. Главные действующие лица — члены семьи Карамазовых. Отец с двумя старшими сыновьями приезжают в скит для того, чтобы решить насущные семейные вопросы, связанные, главным образом, с имущественными делами. Младший же сын Алеша является послушником старца ... Читать далее...
- Роман «Всадники» — это вершина творчества Ю. ЯновскогоГерои восьми романтических новелл, которые составляют роман, — самоотверженные борцы за новую жизнь. Столкновение старого и нового, и вдобавок в одной семье, приводит к трагедии, которая ломает судьбу всей семьи. Автор называет новеллу, в которой рассказывается об этой трагедии, — «Двойной круг». Начинается новелла так: «Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не ... Читать далее...
- Обращение к теме поэтики романа Ф. М. Достоевского» Братья Карамазовы » не случайно и вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог Библии и последнего романа писателя. Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла более глубинные и устойчивые структурные моменты его художественного видения. Часто почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего ... Читать далее...
- Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»По жанру «Преступление и наказание» — абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые им проблемы. По жанру произведение «Преступление и наказание» — роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и карнавально-авантюрный роман, и детективный ... Читать далее...
- Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?Прочитан роман. Перелистано последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа «Преступление и наказание», не оставляет меня, так как проблемы, которые поднимает автор произведения Федор Михайлович Достоевский, не могут оставить равнодушной никакого человека. «Преступление и наказание» — один из выдающихся произведений мировой литературы и вместе из тем — один из проблемных. Писатель начал работу ... Читать далее...
- Литература реализма и натурализмаПриблизительно с середины до последней четверти XIX столетия «погоду» во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Флобера, англичанина Ч. Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Достаточно вспомнить произведения той эпохи, которые вошли в казну всемирной литературы: «Униженные и оскорбленные» , «Игрок» и ... Читать далее...
- На тему: Роман Ф — М — Достоевского Бесы: краткое содержаниеПодготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему «Роман Ф. М. Достоевского «Бесы»: краткое содержание» Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» повествует о событиях второй половины XIX столетия в Царской России. Задолго до революций 1917 года в стране образовывались радикально настроенные группировки, террористические организации, которые своей целью считали восстановить хаос, всеобщее недовольство и на их фоне организовать революцию ... Читать далее...
- «Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского как философско-психологический роман I. Вступление Общее определение романа как жанра, в котором в центре внимания писателя находится человеческая личность. II. Главная часть Философско-психологический роман ставит наиболее общие проблемы, а формой постановки и решения этих проблем является подробное и глубокое изображение внутреннего мира персонажей. Философская проблематика романа «Преступление и наказание» ... Читать далее...
- Обстановка и пейзаж у ДостоевскогоОбстановка и пейзаж у Достоевского являются одним из способов характеристики персонажа. Окружающая Раскольникова обстановка, его комната, вещи углубляют социальную и психологическую характеристику героя. В сравнении с Тургеневым и Л. Толстым Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая реалистическому анализу внутренний мир и сознание героя, Достоевский умел гениально проследить в самых сложных фактах его душевной жизни исторические процессы и ... Читать далее...
- РОМАН Ф. Г. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»Русская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и трагизме современности, отбивала напряженный поиск общественной и личной правды. Федор Михайлович Достоевский сознавал эту миссию в полной мере, его личная судьба и творчество — это напряженный поиск путей усовершенствования человечества. За его собственным признанием, он ... Читать далее...
- Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведениеЭто роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий ... Читать далее...
- Униженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это «психологическийУниженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это «психологический отчет одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его — преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради ... Читать далее...
- Жанровая система реализмаВ каждом литературном направлении составляется своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров в зависимости от их роли в литературном процессе. Соответственно те жанры, которые занимают видные места, оказывают ощутимое влияние на другие жанры, на поэтику и стиль направления в целом. Принципиальная новизна жанровой системы реализма заключается в ... Читать далее...
- Тема сочинения: Размышления по роману Достоевского «Записки из Мертвого дома»Литературным И общественным событием стала публикация «Записок из Мертвого дома» , созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о всеобщей, глубочайшей классовой ненависти каторжных — в большинстве вчерашних крепостных — к ... Читать далее...
- В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»?Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой ... Читать далее...
- План сочинения — Многообразие тематики Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»План. I Раскрыть тайну бога и человека. II «Корчи совести» 1. Тема большого города, враждебного человеку. 2. Тема детей. 3. Тема преступления. 4. Тема наказания. 5. Тема безбожия. 6. Тема веры в Христа. 7. Тема эгоизма и альтруизма. 8. Тема самообмана. 9. Тема Наполеона. 10. Тема судьбы человечества. III «Найди в человеке человека. Вариант вступления. ... Читать далее...
- Романические циклы «Атеизм» и » Житие великого грешника» ДостоевскогоВ данной работе мы ограничимся лишь кратким экскурсом, отметив, что, безусловно, задумав романические циклы «Атеизм» и » Житие великого грешника», из которых впоследствии складывается общий замысел «Братьев Карамазовых», Достоевский не мог не обратиться в разрешении вечных вопросов к опыту основополагающей книги христианского мировоззрения — к Библии. Концепция понимания человека и его жизни в романе суть ... Читать далее...
- Библейские мотивы в произведениях ДостоевскогоПодвига в любви будет искать и герой романа Ф. Достоевского «Идиот» князь Лев Николаевич Мышкин — князь Христос, который появляется в мир нигилизма, в мир антикрасоты. Именно такую «красоту» использует дьявол в борьбе против Бога. Поэтому и страшна в своей опасности красота Настасьи Филипповны, так как может принести беду — собственно, перевернуть мир, однако… ради ... Читать далее...
- По роману «Преступление и наказание»; ДостоевскогоКогда великий русский писатель отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжелые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе. Проживая в ужасных условиях, лишенный свободы, именно на каторге писатель впервые в своей жизни встречает «сильных» людей, которые посчитали себя выше остального общества. Именно тогда Достоевский и замыслил о написании ... Читать далее...
- Смысл заглавия романа Достоевского «Преступление и наказание»Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание». Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но ... Читать далее...
- Размышление по рассказу Бунина «Братья»Обличение устоев бесчеловечного, уродливого строя сочетается здесь с острым предчувствием неизбежной катастрофы общества, основанного на насилии и порабощении, с ожиданием грозных социальных потрясений. Нищета и страдания порабощенного народа, попираемого пятой английских «культуртрегеров», выразительно изображены Буниным в рассказе «Братья». Произведение было результатом живых впечатлений автора, посетившего Цейлон в 1911 году. Контрастны выведенные здесь образы жестокого, пресыщенного ... Читать далее...
Роман «Братья Карамазовы» — вершина мистического реализма Достоевского