Роман Деньги
Аристид Саккар — основатель Всемирного банка, история которого рассказывается в «Деньгах» , близок к Октаву Муре — владельцу универсального магазина «Дамское счастье» — не только по крови, но и по духу. Поэт миллионов Саккар и поэт торговли Муре — дети лихорадочной авантюристической эпохи Империи, «века действия и победы» буржуазного «прогресса».
На страницах романа «Деньги» писатель воссоздал жестокий поединок рыцаря удачи Аристида Саккара и всевластного короля биржи Гундермана. В отличие от своего
Он не ждет благоприятного случая выгодно продать свое золото, он сам ведет в бой покорные ему чужие миллионы, создает нужные обстоятельства, подчиняет их своей воле и направляет развитие событий. Трезвой, построенной на точном логическом расчете спекуляции Гундермана он противопоставляет напористую, все опрокидывающую дерзость игрока.
Гундерман спокойно строит башню из миллионов, с единственной мечтой завещать ее близким, чтобы они продолжали его дело. Саккару
Своим поразительным чутьем Саккар постиг, что развитие капитализма пойдет по пути создания синдикатов и акционерных обществ, соединяющих финансовый капитал с промышленным. «Будущее принадлежит крупным капиталам. Вся промышленность, вся торговля в конце концов превратятся в один огромный универсальный магазин».
Шумными и головокружительными были успехи Всемирного банка Саккара, не менее шумным был и его крах. Война финансовых гигантов завершилась победой Гундермана. Поля их опустошительных сражений, говорит Поль Лафарг в статье о романе «Деньги», как после стихийного бедствия, «были усеяны бесчисленными обломками человеческих судеб». Виновником этих ужасных трагедий Золя считает деньги.
Они все отравляют, все губят и разрушают, но вместе с тем, продолжает писатель, они — фермент всякого социального роста, сила, которая оживляет пустыни, превращая их в плодородные поля, разрабатывает недра, вздымает фабрики и заводы, прокладывает стальные магистрали, сближает народы.
Это двойственное отношение Золя к роли денег в условиях капитализма вытекает из двойственного отношения писателя к капиталистической цивилизации в целом. Оно обнаруживается и в трактовке образа Саккара. Автор осуждает этого дельца с опустошенной душой, алчного и жестокого, способного «чеканить монеты из мозга и сердец ближних», отвергает его «философию удачи», покоящуюся на отрицании законов нравственности и норм морали.
Но в то же время Золя восхищается финансовым гением Саккара, который не только сеет зло и разрушения, но и творит большие дела. Этот «бич божий» в представлении писателя является олицетворением энергии и созидательных сил общества.
Социал-реформистские заблуждения Золя находят свое теоретическое развитие в идеях другого персонажа романа, Сигизмунда Буша. Этот преданный науке мудрец, человек редкой нравственной чистоты, вызывает симпатии своей страстной верой в неизбежность преобразования общества и скорую победу социализма. Однако рассуждения его о том, что путь | социализму лежит через объединение всего национального богатства посредством его экспроприации без революционного насилия, столь же утопичны и наивны, как и то коллективистское общество будущего, о котором грезит этот «ученик Маркса».
В своих социальных исканиях Буш, по мнению Лафарга, повторяет, по сути дела, «заблуждений Прудона, с которым и вел борьбу Карл Маркс».
Источники:
- Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча. Пер. с фр.
Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса.
М., «Худож. лит.», 1979. 526 с.
Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя «Карьера Ругонов» и «Добыча» , открывающие собою его двадцатитомную эпопею «Ругон-Маккары» , в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи.
Роман Деньги