Роман Джека Лондона «Железная пята»
«Железная пята» является одним из самых значительных произведений не только Лондона, но и всей американском литературы начала XX в. В книге разрабатывается важнейшая тема борьбы рабочих с капиталом. Одним из первых в американской литературе Лондон выступает но только как критик общества, но и как писатель, говорящий о необходимости его революционного изменения, о создании лучшего социального строя.
«Железная пята» — это правительство фашистского типа, состоящее из крупнейших представителей монополистического капитала. Писатель
Создавая книгу на материале американской действительности, Лондон в ряде случаев сделал правильные выводы из нее. Рассказывая о деятельности «Железной пяты», он прямо ставил вопрос о нарастании фашистских тенденций в США. Об этом говорит известный деятель американской компартии Уильям Фостер. «Джек Лондон,- пишет Фостер,- в своей «Железной пяте» в общих
Эрнст Эвергард, центральный герой книги,- революционер, борец за интересы трудящихся. Жизнь его отдана революции. Когда начинается вооруженная борьба между рабочими и «железной пятой», Эвергард становится одним из вождей, возглавляющих народные массы.
Деятельность его прекращается только со смертью: «железная пята» отдает приказание своим агентам убить Эвергарда, и он погибает за то дело, которому посвятил всю свою жизнь.
По форме «Железная пята» относится к жанру социально-утопического романа, и это обусловило ее художественные особенности. Писатель рассказывает о современной ему эпохе и в то же время дает прогноз на будущее. Классовая борьба в романе изображается как основное содержание современности, Стремясь передать грандиозные конфликты эпохи, автор обращается к созданию массовых сцен.
Он рисует усмирение канзасского мятежа правительственными войсками, изображает народное восстание против «железной пяты» в Чикаго.
На фоне этой борьбы действуют представители двух враждующих лагерей. Запоминаются правдивые образы Ингрэма, Джильберта с их жестокостью и беспринципностью. Менее удалось Лондону изображение революционного лагеря. Незнакомый с практикой революционной борьбы, писатель не сумел показать связь революционеров с народом. Не всегда правильно рисуются народные массы.
В ущерб истине народ изображается иногда в виде некоего «зверя из бездны», жаждущего крови своих угнетателей.
Книга, написана в виде воспоминаний Эвис Эвергард, жены Эрнста Эвергарда. Ее записки якобы были обнаружены учеными уже после победы социалистического строя — спустя несколько столетий после описанных событий. Снабженные комментариями, ©ни были изданы в виде книги о далеком прошлом. Повествование в ряде случаев носит разорванный, отрывочный характер.
Охватывая период между 1912 и 1032 гг., книга сосредоточивает внимание на важнейших общественно-политических событиях, иногда отдаленных одно от другого отрезком времени в несколько дет.
Наряду с повествованием Эвис Эвергард писатель вводит в ткань романа образ Антони Мередита, историка эпохи социализма. От его имени написаны предисловие и комментарии к запискам Эвис Эвергар. Предисловие и комментарии выполняют важную художественную функцию.
Если в романе дается перспектива на будущее, то предисловие и комментарии как бы оценивают прошлое с точки зрения людей будущей эпохи. Переплетение этих элементов составляет своеобразие художественного обрамления «Железной пяты».
Роман Джека Лондона «Железная пята»