Роман «Иллюзии доктора Фаустино»
«Иллюзии доктора Фаустино задуманы как один из вариантов истории молодого человека XIX в. Характеризуя в послесловии к роману его заглавного героя, писатель подчеркивал, что «доктор Фаустино — персонаж, имеющий некий символический и аллегорический смысл. Как личность он представляет все современное поколение: это доктор Фауст в миниатюре, но без магии, без дьявола, без прочих сверхъестественных сил, к помощи которых прибегал гетевский Фауст». Фауст для испанского писателя такой же вековой тип, как Дон Жуан, Прометей, Тартюф; по мысли
Только герой Валеры — «Фауст в миниатюре», и все черты Фауста приобретают у него мелкий и нелепый характер.
Прежде всего, сфера поисков Фаустино ограничена двумя совокупно действующими обстоятельствами: социальным статусом героя и его темпераментом, характером. Фаустино принадлежит к старинному аристократическому роду, некогда славному и могущественному, а ныне, в меркантильном XIX в., окончательно захиревшему. От своих предков Фаустино наследовал лишь аристократическое
Душой его владеет «тщеславие ученого, честолюбие политика, кичливость аристократа». Жизнь разбивает социальные иллюзии героя, полагающего, что его дворянское происхождение как бы автоматически открывает ему пути к славе и преуспеянию.
Таков один — социальный — аспект романа. Но не менее значительное место в романе уделено показу краха иллюзий психологических. Впрочем, грани между этими двумя аспектами нередко почти неуловимы.
В самом деле, тщеславие, честолюбие и кичливость, отмечаемые Валерой в образе Фаустино, в равной мере порождены и социальными обстоятельствами, и особыми чертами психологии героя. Одно из важнейших психологических свойств Фаустино — склонность к романтической трансформации реальности. В «Иллюзиях доктора Фаустино» Валера подвергает критике романтическое мироощущение, которое, став нормой жизненного поведения, ярко обнаруживает дисгармонию идеального и реального и неизбежно ведет героя к краху. Частной иллюстрацией этого общего вывода в романе оказывается крушение, переживаемое Фаустино в поисках «идеальной» любви: и любовь к Констан-сии, земная и небескорыстная, и мистическое влечение к «Вечной Подруге» Марии, таинственной романтической деве, в равной мере нереализуемы.
И как закономерный итог крушения всех иллюзий — самоубийство героя, осознающего перед смертью, что единственной реальной сущностью его личности был эгоизм.
Роман «Иллюзии доктора Фаустино»