Роман «Иллюзии доктора Фаустино»

«Иллюзии доктора Фаустино задуманы как один из вариантов истории молодого человека XIX в. Характеризуя в послесловии к роману его заглавного героя, писатель подчеркивал, что «доктор Фаустино — персонаж, имеющий некий символический и аллегорический смысл. Как личность он представляет все современное поколение: это доктор Фауст в миниатюре, но без магии, без дьявола, без прочих сверхъестественных сил, к помощи которых прибегал гетевский Фауст». Фауст для испанского писателя такой же вековой тип, как Дон Жуан, Прометей, Тартюф; по мысли

Валеры, Фауст воплощает в себе неутомимую жажду познания, неудовлетворенность достигнутым, поиски реализации в жизни высокого идеала.

Только герой Валеры — «Фауст в миниатюре», и все черты Фауста приобретают у него мелкий и нелепый характер.

Прежде всего, сфера поисков Фаустино ограничена двумя совокупно действующими обстоятельствами: социальным статусом героя и его темпераментом, характером. Фаустино принадлежит к старинному аристократическому роду, некогда славному и могущественному, а ныне, в меркантильном XIX в., окончательно захиревшему. От своих предков Фаустино наследовал лишь аристократическое

презрение к труду и непомерное честолюбие.

Душой его владеет «тщеславие ученого, честолюбие политика, кичливость аристократа». Жизнь разбивает социальные иллюзии героя, полагающего, что его дворянское происхождение как бы автоматически открывает ему пути к славе и преуспеянию.

Таков один — социальный — аспект романа. Но не менее значительное место в романе уделено показу краха иллюзий психологических. Впрочем, грани между этими двумя аспектами нередко почти неуловимы.

В самом деле, тщеславие, честолюбие и кичливость, отмечаемые Валерой в образе Фаустино, в равной мере порождены и социальными обстоятельствами, и особыми чертами психологии героя. Одно из важнейших психологических свойств Фаустино — склонность к романтической трансформации реальности. В «Иллюзиях доктора Фаустино» Валера подвергает критике романтическое мироощущение, которое, став нормой жизненного поведения, ярко обнаруживает дисгармонию идеального и реального и неизбежно ведет героя к краху. Частной иллюстрацией этого общего вывода в романе оказывается крушение, переживаемое Фаустино в поисках «идеальной» любви: и любовь к Констан-сии, земная и небескорыстная, и мистическое влечение к «Вечной Подруге» Марии, таинственной романтической деве, в равной мере нереализуемы.

И как закономерный итог крушения всех иллюзий — самоубийство героя, осознающего перед смертью, что единственной реальной сущностью его личности был эгоизм.




Роман «Иллюзии доктора Фаустино»