Роман «Красное и черное» Стендаля и просветительская традиция
В обращении к читателю автор сообщает, что » нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.». К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач. 30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором, хотя и были приписаны Гоббсу, Макиавелли, Канту и др. Действительно подлинны лишь эпиграфы из Шекспира, Байрона и древних авторов.
Зачем? Как художественное средство воссоздания колорита подлинности и для того, чтобы авторская мысль,
Вторая группа — духовенство Безансона — семинаристы, аббат Пирар, Фрилер, Милон, епископ. Вне Безансона — епископ Агдский. Высшая аристократия — де Ла Моль и посетители его салона.
Система образов, дающая возможность широко осветить жизнь и конфликты современной С. Франции, диктовала и построение романа, разделенного
Де Реналь — аристократ, женившийся ради приданного, стремящийся выдержать конкуренцию буржуа, завел фабрику, но в конце романа ему все равно придется уступить — мэром города становится Вально. О Вально сам автор еще в начале романа сказал, что он » собрал самую шваль от каждого ремесла» и предложил им:» Давайте царствовать вкупе». С. Знает, что в его время господа, подобные Вально, становятся социальной и политической силой. Именно поэтому Вально отваживается прийти к де Ла Молю, а надменный маркиз принимает невежду, надеясь на его помощь во время выборов. » Основной закон для всего существующего, это уцелеть, выжить».
Вопросы политики органически входят в роман, соединяясь с резкой критикой религии и клерикалов В чем смысл деятельности духовного лица, думает Жюльен — семинарист: «Продавать верующим места в раю». «Омерзительным» называет С. Существование в семинарии, где воспитывают будущих священников, наставников народа: там господствует » лицемерие», » мысль там считается преступлением», » здравое рассуждение оскорбительно».
Аббат Пирар называет духовенство » лакеями, необходимыми для спасения души». В психологическом романе С. Духовенство, как и аристократия и буржуазия, принимают черты гротеска. Автор не ставил себе целью создать сатирический роман, но общество, где господствует «гнет морального удушья» и » малейшая живая мысль кажется грубостью», само по себе является гротесковым.
«Красное и черное» — социально — политический роман, в котором явственно проступают черты романа-воспитания: в первой его части перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во второй части — уже человек с некоторым жизненным опытом, решающийся действовать самостоятельно, но в финале приходящий ко тому, что ему, » возмутившемуся плебею», к тому же еще умному, деятельному, честному в основе своей — нет места в этом мире. В стремлении охватит все сферы современной общественной жизни С. Сродни его мл. современнику Бальзаку, но реализует эту задачу по-новому. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя.
В этом С. Тяготеет к традиции романистов 18 в., в частности, к высокочтимому им Филдингу. Однако в отличие от него автор » Красного и Черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовного становления героя, представленного в сложном и драматическом воздействии с соц. Средой.
Сюжетом движет не интрига, а действие, перенесенное в душу и разум Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда и огромная значимость внутренних монологов, включающих читателя в образ мысли и чувства героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в 19 в.
Роман «Красное и черное» Стендаля и просветительская традиция