Роман Л. Толстого «Анна Каренина» как художественное воплощение «мысли семейной». Композиция произведения и система образов
Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание своей мысли о прочитанном; воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; словари литературоведческих терминов.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. «Все счастливые
Какие же истины нашли художественное отображение в произведении большого художника, какие стали предметом увлечения, обсуждения, споров нескольких поколений читателей,- об этом поговорим на уроке.
III. Объявление темы и цели урока.
IV. Актуализация опорных знаний.
Рассказ о Л. Толстом, его философских и эстетичных взглядах и творчестве.
V. Восприятие
1. Слово учителя.
Произведения Л. Н. Толстого — это художественное исследование жизни, которое охватывает важнейшие сферы общественного и личного, быта эпохи. В нем писатель освещает свои философские, морально-этические взгляды.
В 60-е годы XIX столетия, время реформ и социалистического кризиса, Толстой написал исторический роман-эпопею «Война и мир», в котором его «мысль народная» освещала историю и объясняла современность. Роман «Анна Каренина» был написан в 1870-е годы, и главной мыслью, которая охватывала не только современность, но и будущее страны и народа, была «мысль семейная».
Впервые идея сюжета романа возникает у Толстого еще в 1870-е годы. Об этом пишет в дневнике его жена: «Ему представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но которая потеряла себя. Он говорил, что задача его — сделать эту женщину только жалкой и невиновной, и как только ему представился этот тип, так все персонажи и мужские типы, которые изображались раньше, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины. «Теперь мне все выяснилось»,- говорил он».
Но работать над романом «Анна Каренина» писатель начал только через несколько лет. Толчком к началу было перечитывание произведений А. С. Пушкина, которыми он увлекался и восхищался. В заголовок Толстой, как и Пушкин в романе «Евгений Онегин», вынес имя и фамилию главного героя. Его Анна Каренина, условно говоря, — это Татьяна Ларина, которая переступила обычаи тогдашнего общества и дала волю своим чувствам. Лев Николаевич сознавался, что Пушкин «будто решил все… сомнения».
Он якобы подсказывал форму современного свободного романа.
2. Беседа, работа со словарем литературоведческих терминов.
Вспомним, что такое роман. Толстой разрушал традиционные «известные границы» романного жанра, когда гибель героя или свадьба становились завершением сюжета, точкой в истории персонажей.
3. Слово учителя.
Критики-современники говорили писателю, что в сюжете его произведения нет стройности, единства, сюжетные линии являются независимыми друг от друга. Толстой подчеркивал: целостность романа не во внешних фабульных построениях, а во «внутренней связи», что определяется общей идеей. Во многих сценах, характерах, суждениях произведения выдержано художественное единство и единство авторского отношения.
«В области знания существует центр,- пишет Толстой,- и от него идет неисчислимое количество радиусов. Вся задача в том, чтобы определить длину этих радиусов и расстояние их друг от друга». Понятие «одноцентричности» было положено в основу философии жизни писателя.
Это отразилось и в романе «Анна Каренина», в котором создано два круга: круг Левина и круг Анны. Круг Левина значительно шире: его история начинается раньше, чем история Анны, и продолжается после ее гибели. Произведение завершается не катастрофой на железной дороге, а моральными поисками Левина и его старанием создать «положительную программу» обновления частной и общественной жизни.
Круг Анны Карениной, который можно назвать кругом жизни «исключений», постоянно суживается, сжимается и приводит героиню к отчаянию; круг Левина — круг «настоящей жизни». Он расширяется и не имеет четких границ, как и самая жизнь. В этом есть незыблемая логика исторического развития, которое якобы определяет развязку конфликта, и соотношение частей, в которых нет ничего лишнего.
Это и является признаком классической ясности и простоты в искусстве.
4. Эвристическая беседа.
Что, по вашему мнению, является основой развития сюжета, «любимой мечтой» самого автора? .
По какому другому, по вашему мнению, принципу, можно поделить героев романа? .
Что же это за «семейные правила»? .
— Как герои романа относятся к «семейным правилам»? (Эти неписаные правила принимают: Стива Облонский, который любит Долли, но при этом не пропускает ни одной юбки, и сама Долли, и Бетси
Тверская, и мать Вронского, и Каренин. Только двое героев сознательно бросают вызов обществу — Анна и Левин).
5. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».
— В чем же выражается «мысль семейная» Л. Толстого?
Ожидаемые ответы
— Семья, построенная на настоящем чувстве любви, может стать основой общества.
— Каждый человек имеет право на личное счастье.
— За свое счастье нужно бороться.
— Нельзя пренебрегать нормами христианской морали и этики.
— Брак, семья, жизнь — это не только счастье, но и, по Л. Толстому, «самое мудрое дело на свете», «тяжелейшее и важнейшее дело жизни».
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
Проблемный вопрос
— Объясните значение эпиграфа к роману «Анна Каренина», взятого из Библии: «Мнет отмщение, и аз воздам». .
VII. Домашняя задача.
Знать сюжет произведения, уметь определять ключевые эпизоды, элементы сюжета, комментировать их.
VIII. Подведение итогов урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение:
— «Мысль семейная» для меня…
Роман Л. Толстого «Анна Каренина» как художественное воплощение «мысли семейной». Композиция произведения и система образов