Роман Михайловский замок

Судьба художника в обществе, роль искусства в исторической жизни страны — вторая любимая и постоянная тема Ольги Дмитриевны Форш.

Этой теме посвящен был ее исторический роман «Современники» , тоже одобренный А. М. Горьким. Трагическая судьба Гоголя, творческие искания художника Александра Иванова увлекли ее здесь.

Затрагивал темы искусства и завершенный в начале тридцатых годов роман «Ворон» , где история сплетается с нынешней явью, как и в «Одеты камнем», а некоторые судьбы и встречи, несомненно, подсказаны жизненным

опытом автора.

Но особое значение имел в этом плане роман «Михайловский замок», завершенный уже в послевоенные годы,- итог, многолетних раздумий и наблюдений.

Как и в большинстве романов Ольги Форш, в «Михайловском замке» нет ни сквозного сюжета, ни центрального героя.

Герой этого романа — Петербург в пору недолгого трагического царствования Павла. Император, один из героев романа, фигура сложная, драматическая, противоречивая. И Суворов — ярчайший, характернейший образ эпохи…

Воссоздать эпоху — одна из задач романа, повествующего о творцах великого города, о зодчих его: о Баженове,

о Воронихине, о молодом Карле Росси. О трагических судьбах рус-ских художников в условиях самодержавия, о драматизме социальных и творческих противоречий, раздирающих душу гения. О становлении художника и человека — о нравственном созреваний Росси в условиях безграничного, никакой логике не подвластного деспотизма.

Нити разнообразных и разномасштабных событий в романе «Михайловский замок» сплетаются и пересекают друг друга, казалось бы, без очевидной взаимосвязи; и кажется, что любую ниточку можно вынуть, не потревожив целого. А при всем том это переплетение создает целостную, по-своему выразительную картину. Воспроизводит и социальный смысл, и творческий дух эпохи.

И хотя, конечно, живая атмосфера эпохи едва ли могла бы быть выражена вне этого множества лиц, как исторических, так и созданных авторским воображе-нием, чьи судьбы образуют причудливую сюжетную ткань романа, не фабульной связью держится художественное единство этого произведения.

Есть в романе и множество драматических поворотов житейских, и сложные личные перипетии, и острые столкновения контрастных, очень рельефно выписанных натур. Тем не менее центр тяжести Ольга Форш смело переносит непосредственно в смысловую, идейную сферу. Его образует авторская мысль, выраженная чаще всего в долгих, неторопливых бесе-дах героев романа, не всегда увязанных с фабульным действием. Особенно — в рассуждениях Карла Росси.

О том, например, что если построить город, как это уже видится ему, в новой дивной гармонии, то и люди, живущие в нем, найдут, может быть, больший покой. Обретут порядок в душе — и тоже найдут в себе силы творить что-либо доброе. «Ведь все, среди чего мы растем и живем, что видит наш глаз, слышит ухо,- нечувствительно образовывает наши чувства, ум, вкус…»

В романе «Михайловский замок» Ольга Форш обращается к теме позитивной нравственной роли искусства в истории. Пишет об искусстве, возвышающем душили воспитывающем стремление к творчеству, содействующем духовной зрелости человека, совершенствованию общества.

Напряженность мысли — вот что наиболее характерно для большинства исторических романов Ольги Дмитриевны Форш, богатых философским содержанием.

Роман «Михайловский замок» требует от читателя не только сочувствия к судьбам его реальных и вымышленных героев, соучастия в их горестях и успехах, но и желания про-никнуться мыслью автора, войти в широкий круг исторических представлений Ольги Форш, в мир ее размышлений, чаяний и надежд.

Последний роман О. Д. Форш «Первенцы свободы» — о декабристах — вышел накануне восьмидесятилетия автора, в 1953 году. Ольга Дмитриевна Форш до последних дней своих оставалась личностью яркой, творчески активной, оригинально мыслящей. Она была писателем глубоко современным, человеком высокой культуры, с чутким сердцем и высокой требовательностью к себе. Не только по праву старейшей, но и по праву высокого морального авторитета поднялась она на трибуну, чтобы открыть Второй Всесоюзный съезд советских писателей, и голос ее прозвучал с торжественной простотой.

Творчество, ставшее кровью художника, не давало стареть ее чувствам, оскудевать _мыслям. Красота мира до конца — Форш умерла в 1961 году — оставалась ее душевным неотъемлемым достоянием.

Исторические романы О. Д. Форш пользуются заслуженной читательской популярностью, сохраняют свое идейное я художественное значение,

Г. Цурикова

Источники:

    Форш О. Одеты камнем. Михайловский замок: Романы /Вступ. статья Г. Цуриковой; Оформ. ху-дож. В. Бабияка. — JI.: Худож. лит., 1980.- 424 с. .

Аннотация:

В книгу включены исторические романы известной советской писательницы Ольги Дмитриевны Форш «Одеты камнем» и «Михайловский замок». В центре романа «Одеты камнем» — судьба «таинственного узника» Алексеевского равелина Петропавловской крепости русского революционера М. С. Бейдемана. «Михайловский замок» — о трех поколениях русских зодчих: В. И. Баженове, А, Н. Воронихине и К. И. России.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Роман Михайловский замок