Роман Земля

Июль, 1886 год. В письме к голландскому литератору Ван Саптен Кольфу Золя сообщает, что увлечен работой над очень сложным, доставляющим ему много хлопот романом. «Я хочу рассказать о крестьянах, об их жизни, обычаях и нравах. Я намерен затронуть вопрос собственности…

Должен признаться, что всякий раз, когда я предпринимаю какое-нибудь исследование, я неизбежно сталкиваюсь с социализмом.

Мне бы хотелось сделать для крестьян то, что я сделал для рабочих в «Жерминале».

Попытка Золя увенчалась успехом. Ни одна книга писателя не

знала такого успеха, не принесла ему такой славы, как «Земля». Но это была прежде всего скандальная слава.

В августе 1887 года, когда газета «Жиль Блас» еще не закончила публикацию «Земли», молодые писатели, прежде разделявшие творческие искания Золя,- Поль Бонитен, Жозеф Рони, Поль Маргерит, Гюстав Гиш и Люсьен Декав — опубликовали статью, которая вошла в историю литературы как «Манифест пяти». Не стесняясь в выражениях и оценках, они буквально смешали с грязью не только роман, но и его автора. «Земля» была названа ими «произведением ублюдочным», а писатель — человеком, «скатившимся

иа самое дно помойной ямы». Выступление этих литераторов поддержал Анатоль Франс, хотя он и осуждал их за оскорбительные замечания, касающиеся личности Золя.

Роман «Земля» — круто замешанная книга, от нее исходит терпкий и хмельной запах унавоженных полей, запах хлева и крестьянского пота. С ее страниц доносится шуршание колосьев спелых нив, пенье серпа, скрип рассохшихся телег, мычанье коров, грубая речь простонародья. Крестьяне «Земли» — это не те традиционные идиллические пахари, какими изображала их Жорж Санд. Они вызывают в памяти крестьян Оноре Бальзака, они немного сродни крестьянам Мопассана.

Это дети земли. С землей-кормилицей связывают они свои надежды на скупое счастье, из-за нее рушатся семейные связи, возникает вражда и ненависть. Земля — «зачинательница всякого доброго дела и всякого преступления» — становится причиной кровавых трагедий, больших несчастий, гибели людей.

Правдиво отобразив идиотизм и дикость деревенской жизни, которая будит в темных и невежественных людях низменные инстинкты, писатель увлекся показом биологической стихии, физиологических крайностей. Поэтому в «Земле» особенно назойливо выпирают натуралистические подробности. И все-таки А. Луначарский назвал этот противоречивый роман великой книгой, она заставляет думать о нетерпимости того положения, в котором находятся люди труда.

Пусть жизнь, отображенная Эмилем Золя, писала большевистская «Правда» в 1912 году, «более похожа на скотный двор, чем на истинно человеческую жизнь. Это не потому, что такова уж природа человеческая, а потому, что не устроено человеческое общество».

Источники:

    Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча.

    Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса.

    М., «Худож. лит.», 1979. 526 с.

Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя «Карьера Ругонов» и «Добыча» , открывающие собою его двадцатитомную эпопею «Ругон-Маккары» , в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи.




Роман Земля