Романтическая любовь Пушкина

Нужна ли такая свободная любовь поэту, которая не оставляет ничего в душе, опустошает душу? Ведь в этом случае сгорает и источник вдохновения. Пушкин начинает искать новый источник.

Эти поиски побуждают поэта переосмыслить и тему любви, возвращаясь к истокам — именно к сравнению любви со свободой души и свободой чувств. Теперь Пушкин понимает, что романтическая любовь хороша лишь верой человека в нее, хотя эта вера недолговечна. И поэт создает совершенно новую философию любви.

Я вас любил так искренне, так нежно Как дай вам 6ог любимой

быть другим.

Из этого стихотворения ясно видно, что Пушкин поднимается намного выше над романтической традицией в понимании любви. Для Пушкина такая любовь есть долгожданное умиротворение и успокоение, а также источник внутренней свободы и гармония творчества, Любовь облагораживает душу и вдохновляет поэта, освобождает его от низменных проявлений жизни.

Любовь ведет поэта к высокой цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег», — говорит Пушкин в стихотворении «Пора, мой друг, пора», обращенном к своей жене. Состояние «неги» здесь — это дружба и любовь, «труды» — творчество, в других

же проявлениях жизни поэт не считает себя свободным, там он «усталый раб». Любовь у него приобретает оттенок жертвенности и рыцарственности, она также безответна, как романтическая, возможно, также несчастлива, но отнюдь не бесплодна, Пушкин открывает читателю самоценность любви. Любовь, в понимании поэта, уже само по себе великое счастье

И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

Возлюбленная же его сравнивается с Мадонной, она «чистейшей прелести чистейший образец», который прекрасен в своей недосягаемости, «Исполнились мои желания», — говорит Пушкин. Он счастлив в умиротворении в своем чувстве и ничего не требует взамен. Любовь — священное чувство для поэта, из этого рождается творчество поэта. Об этом говорится в стихотворении » Я помню чудное мгновенье «, посвященное А. П. Керн.

Явление возлюбленной — это момент, когда «И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь, и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым содержанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творчестве рыцарское понимание любви, гармония чувств, даже не разделенных.

Любовь в пушкинском понимании всегда будет для нас идеалом, к которому вечно стремится человек. Пушкинские традиции изображения любви во всех ее проявлениях затем были унаследованы русскими поэтами. Лирическая исповедь поэта, открывающая читателю душевные тайны его, все-таки при всей искренности, останавливается там, где вместо общечеловеческого выражения чувств начинает являться выражение чувств определенного лица. Любовная лирика Пушкина всегда была своеобразным художническим исследованием высокого чувства. Даже в самых интимных стихах Пушкина, относящихся к Амалии Ризнич, Е. К. Воронцовой, К. А. Собаньской, А. П. Керн, Н. К. Гончаровой, выражаются чувства, а не чувственность.

В любовной лирике поэта всегда есть духовная высота.

Особенно примечательно для русской поэзии то, что она нежна, чиста, чутка; она настраивает своего читателя на возвышенный лад, И если в стихах слышится иногда дыхание знойной, захватывающей страсти, то было бы ошибкой смешивать ее с элементарной чувственностью. У многих поэтов любовь не отрывается от земли, от конкретных ситуаций, но, тем не менее, это любовь поэта. Он находит в обычной земной любви нечто возвышенно-романтическое. И то, что кажется подчас грубоватым, обнаженным в реальной жизни, он поднимает. Стихи о любви отражают время, судьбу страны.

Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в нежных, интимных стихах. Человек не может жить только сердцем и только в женщине или в мужчине находить весь смысл жизни; так он мог бы дойти до самого противоположного истинной любви — до эгоизма.

И, напротив, отказавшись от любви и приобщившись только к высоким интересам общества, человек не избежал бы чувства внутренней неполноты. А может быть, внес бы в свою деятельность сухость и холодность, идущие от черствости души. Любовь, может быть, стала другой; она, как и всякий живой организм, развивается, принимает какие-то отличные от прошлых времен духовно-телесные очертания и формы, на нее всегда ложатся отблески от всех красок века.

Но будет печально, если исчезнет в любви начало поэтическое, художественное. Каждый по-настоящему влюбленный человек, даже если он никогда не брал карандаша в руки и не написал ни одной строки, — художник. Так было в прошлом, так должно быть и сегодня.

Пока люди любят друг друга, жизнь торжествует. Ведь любовь и жизнь — синонимы. И это, как в зеркале, отражено в поэзии.

Правильно сказал Н. Карамзин: «Любовь стихи животворит».




Романтическая любовь Пушкина