Романтический идеал Горького — Старуха Изергиль
Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу?
Для раннего А. М. Горького характерно обращение к романтизму. Романтическим произведением, например, является рассказ писателя «Старуха Изергиль». Характеры в нем выписаны контрастными, «черно-белыми» красками, в русле романтической традиции.
Однако, в отличие от настоящих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. Поэтому отрицательные герои получают у Горького однозначную оценку, осуждение, что было в свое время свойственно
Рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко.
При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.
Ларра — это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток».
Черты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды,
И только позднее он понял, на какую страшную муку обречен:»…он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит…
И нет ему места среди людей…». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал искать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».
Создавая образ Ларры, автор использует эпитеты, сравнения, метафору.
Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный индивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, — такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себялюбие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна.
Истинный же героизм состоит в готовности человека совершить подвиг во имя высокой цели.
Таким героем у писателя является Данко, человек, ведущий свой народ на свободу. На пути людей возникали трудности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, темнота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали духом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.
Люди же, изумленные, стали, как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».
Автор здесь использует эпитеты, сравнения, олицетворение и метафору.
В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писателя положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, отрицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой.
И эта тема — движение «от тьмы к свету» — была одной из ключевых для литературной эпохи рубежа веков.
Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье — в индивидуализме, в утверждении собственной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубокое заблуждение, недостойный человека идеал.
Старуха Изергиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, открыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было настоящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Данко символизирует у Горького высшее проявление красоты человеческого духа.
Этот герой воплощает историческое и метафизическое дерзновение. Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.
Романтический идеал Горького — Старуха Изергиль