Романтичная ирония и гротеск как один из основных приемов изображения

Романтичная ирония подчеркивает относительность любых ограничений, условностей разных аспектов жизни. Другим средством романтичного познания Вселенной становится гротеск. Он рассматривается романтиками как один из основных приемов изображения.

В. Гюго называет гротеск «красотой, что оттеняет уродством». Он же видел в этом приеме черту, которая выделяет именно новую, романтичную поэзию. Гротеск, который широко используется в творчестве Гюго, Гофмана, Тика, Байрона, с одной стороны, «создает уродливое и ужасное, с другой — комичное

и шутовское», как замечает автор «Предисловия» к «Кромвелю».

Наряду с гротеском романтизм прибегает и к другим формам условной образности.

Ведь художник-романтик не воспроизводит действительность, а превращает «романтизирует» ее, по высказыванию того же В. Гюго, «с помощью своего воображения». И этот новый условный мир для романтика является прекраснее и истиннее, чем реальный. Романтичные «два мира» далеко не всегда сосуществуют в гармоничном единстве.

Художники часто чувствуют полное расхождение между мечтой и действительностью. Романтики испытывают страдания в противоречивом

непознаваемом мире, а все направление знаменуется так называемым «космическим пессимизмом», настроениями безнадежности и отчаяния.

Такое романтичное умонастроение получило название «мировой скорби» . Романтичные герои чувствуют хаотичность мира, призрачность человеческого счастья, разлад с обществом. «Мировая скорбь» свойственна лирическим героям Дж. Леопарде, А. де Виньи, А. де Ламартина М. Лермонтова, главным героям произведений Ф. Шатобриана, А. де Мюссе, Б. Констана, а особенно — Дж. Байрона.

Герои романтиков нередко являются носителями авторского сознания. Они находятся в центре романтичного мира, являются отчасти одиночками, не подчиняются законам мира, остро чувствуют человеческую боль. Человек для романтиков — «мера всех вещей», он, по высказыванию Новалиса, является «дифференциалом бесконечно большой и интегралом бесконечно малой природы», является микрокосмосом. У каждого человека романтики отыскивают неповторимое, только ему присущее, они обращают внимание на индивидуальное в каждой личности. «Только индивидуум интересен», — утверждал Новалис. Внутренний мир человека, его личное «я», частные связи с жизнью интересуют романтиков в наибольшей степени.

Личность романтичного героя часто таинственная, необычная, исключительная. Это человек героический, он противостоит враждебному ему обществу. Таковыми являются Конрад Байрона и Прометей Шелли, Эрнан Гюго и Конрад Валленрод Мицкевича, Дон-Жуан Гофмана и Демон Лермонтова.

Выдающейся чертой романтиков был их горячий интерес к фольклору. Представители направления не только использовали разнообразные народнопоэтические образы, сюжеты и мотивы, но и сами выступили как собиратели сказок, легенд, народных песен. Так выдающийся английский романтик Вальтер Скотт в начале своей творческой деятельности напечатал сборник старинных шотландских баллад и легенд «Поэзия шотландских границ» . В Германии А. Арним и К. Брентано издали сборники народных песен, а братья Якоб и Вильгельм Гримм стали всемирно-известными благодаря своим «Детским и семейным сказкам» .

Братья Я. и В. Гримм — также основатели мифологической школы в фольклористике в литературоведении. Обращение романтиков к устнопоэтической традиции способствует взаимному обогащению фольклора и литературы. Как подходяще заметил Стендаль в своей известной работе «Расин и Шекспир», «романтизм — искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут принести им наибольшее наслаждение». Романтики, в отличие от просветительских теоретиков, которые четко разграничивали виды искусства, нередко отклоняют пределы между ними.

В романтичных произведениях наблюдается взаимопроникновение и взаимодействие поэзии, музыки, живописи. Особенно ценили романтики музыку.

Мир звуков, по их мнению, способен воспроизвести внутренний мир личности во всей полноте и разнообразии. Настоящий культ музыки создали немецкие романтики. Характерно, что Гофман был также выдающимся композитором — автором первой в Германии романтичной оперы «Ундина». С романтизмом связано творчество таких композиторов, как Шуман, Шуберт, Лист, Берлиоз, Шопен.

А к песне как лирическому жанру обращались в своем творчестве А. Шамиссо, И. Эйхендорф, В. Мюллер, Гайне. Романтизм значительно обогатил систему литературных жанров. Именно в этом направлении рождается жанр исторического романа, основоположником которого является Вальтер Скотт.

Появляются также жанры лиро-эпической поэмы, фантастической повести. Во все жанровые формы напрямую, пусть то будет драма, роман или новелла, проникает присущая романтизму лирическая струя.

С романтизмом связан небывалый расцвет лирических жанров, которые во времена рационалистической литературы XVIII века отошли на второй план. Популярные в литературе классицизма жанры оды и дифирамбы романтики отбросили. Черты романтизма распространяются практически на все жанровые формы.

Недаром Фридрих Шлегель отмечал то, что «романтичное является не столько отдельным жанром, сколько необходимым элементом всей поэзии, которое может… господствовать или отступать на второе место, но никогда не должно быть отсутствующим полностью».

Украинский романтизм охватывает период 20-60-х годов XIX века. Возникновение этого литературного направления в Украине связано с публикацией в 1827-1828 годах произведений П. Гулака-Артемовского «Твардовский» и «Рыбалка», с появлением «Малорусских песен» М. Максимовича в 1827 году, а также созданием литературного кружка И. Срезневского в Харьковском университете в конце 20-х годов. Украинские романтики имели несколько своих ячеек: В Харькове действовали Лев Боровиковский, Амвросий Метлинский, Николай Костомаров; во Львове — Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий, Николай Устиянович, в Киеве — члены «Кирилло-Мефодиевского братства» Николай Костомаров, Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Николай Гулак.

Как и западноевропейские романтики, украинские художники заинтересованы национальной историей и народным творчеством.

Они издают сборники народных песен, летописи, труд по истории Украины. Студии прошлого, как замечает Д. Чижевский, были «составной частью национального движения. С другой стороны, народная действительность явилась романтикам чрезвычайно полной, высокоценной и богатой. Не только сбор этнографического материала, но и использование его в разных сферах культуры — прежде всего в литературе — стало также заданием национальным.

Народ и история — основные темы украинской романтики — вместе с тем — основные проблемы национального движения». Романтики выходят за пределы распространенных в украинской литературе бурлесков и травестий, они по-настоящему первыми начинают вести речь в серьезном и уважительном духе. Один из пионеров украинского романтизма П. Гулак-Артемовский писал, что решил в своих балладах «попробовать, нельзя ли малорусским языком передать чувства нежные, благородные, возвышенные, не принуждать читателя или слушателя смеяться, как от «Энеиды» Котляревского и от других, с той же целью писаных стихотворений». Романтики утвердили в украинской литературе новые жанры: балладу, историческую и лиро-эпическую поэму, думу и медитацию, трагедию и драму, гражданскую и любовную лирику.

Они расширили проблематику литературы, дали толчок развитию художественной фантазии и условных средств, выступили в защиту творческой личности и всего народа.

Украинский романтизм выдвинул гениального Тараса Шевченко. Заслуга романтизма — в открытии народной поэзии Украины, ее прошлого. Украинский романтизм сыграл огромную роль в исследовании национальной истории. Достижение этого литературного направления является также формальным. В частности, совершенствуются стихотворные формы, особенно в поэзии Т. Шевченко.

Но самой важной чертой и заслугой украинской романтики является, по мнению Д. Чижевского, то, что «она сознательно поставила себе задание образовать «полную литературу», которая могла бы удовлетворить духовные потребности всех кругов украинского общества».




Романтичная ирония и гротеск как один из основных приемов изображения