Романтика и героика в пьесах Шона Кейси

Романтика и героика непрерывно переплетаются с изображением обыденного, будничного. В том и другом пласте постоянно возникают обрывки ирландских песен, поговорок, народных шуток. Те же художественные средства, в основе которых всегда лежит обыгрывание контрастов, применяются драматургом и в третьем произведении — «Плуг и звезды».

Пьеса посвящена изображению вошедшего в историю Пасхального восстания 1916 года в Дублине, показывается революционная борьба ирландских патриотов. С другой стороны, в ней раскрыта печальная судьба любящих

друг друга молодых людей — Джека Клитероу и его жены Норы. Счастье их разрушено, когда Клитероу по зову совести идет сражаться за независимость своей родины и в этой борьбе погибает. Нора не может понять поступок мужа: ей безразлично все, кроме личного счастья, смерть Джека ввергает ее в безумие.

Плуг и звезды — эмблема ирландских республиканцев.

Художественное значение «Плуга и звезд» — в изображении двух конфликтов. Они назревают и развиваются одновременно, хотя трактуются с различной эмоциональной интонацией. Один конфликт общественный, захватывающий весь народ и определяющий героические

мотивы, в пьесе. Другой конфликт, порожденный первым,- личная драма в скромной семье рядового ирландца. Шон Кейси показывает готовность многих простых ирландцев отдать все,, вплоть до жизни, в сражении за счастье и свободу своей родины.

Одновременно он глубоко трогает зрителя трагедией молодой женщины, . потерявшей любимого мужа, а с ним весь смысл жизни.

Уже переехав в Англию, Шон Кейси написал еще одну пьесу, которая и завершает собой ранний период его творчества,- «Серебряный кубок» . «Серебряный кубок» — страстная антиимпериалистическая пьеса. В задачу драматурга входило предостеречь зрителя от нового военного конфликта и от связанных с ним страшных бедствий. Он хочет показать страдания множества людей, ставших жертвой первой мировой войны. Сочетая, как всегда, комическое и трагическое, Кейси рисует фронтовиков, вернувшихся домой, но искалеченных физически и морально.

Они не могут приспособиться — к нормальной жизни мирного времени.

Пьеса встретила ожесточенную критику в буржуазной ирландской прессе. Отвечая на нападки критики, Кейси подчеркнул свою решимость не скрывать правду в изображении тех страшных бедствий, которыми грозила всем народам империалистическая война. Новая волна клеветы на автора «Серебряного кубка» была вызвана отнюдь не «отрывом от национальной почвы», что ставилось ему в вину ирландской критикой.

Истинная причина травли Кейси заключалась в другом: слишком выразительно было в пьесе изображение страданий миллионов людей, брошенных в чудовищную мясорубку войны монополистами, заинтересованными в получении сверхприбылей и в переделе мира.

В мировоззрении и творчестве Шона Кейси к середине 30-х годов наметился новый этап. Писатель по-новому воспринимает перспективы исторического развития, и в частности развития освободительного движения в Ирландии. Антифашистская борьба в Англии и во всем мире, успехи строительства новой жизни в стране социализма — все эти решающие исторические факты отражаются на характере драматургии Кейси 30-х годов. Он пишет ряд антифашистских памфлетов. Позже, в 1937 году, появляется его книга статей о современном театре, написанная в годы подъема антифашистской борьбы,— «Летящая оса».

В этой яркой и целенаправленной книге Кейси выступает против пустой развлекательной комедии, столь популярной в то время на английской сцене, говорит о наследии Шекспир» как о великом источнике изучения драматургического мастерства, выступает за развитие классических традиций в английской драматургии, за восстановление утраченного искусством гуманизма, за идейность искусства, за то, чтобы оно выражало чаяния народа. В этом Кейси единодушен с Фоксом.

В начале второй мировой войны, когда уже не стало Фокса и Корнфорда, а многие писатели-антифашисты впали в уныние в результате поражения испанских республиканцев, Кейси написал. символическую революционную пьесу «Звезда становится красной» . В ней изображена картина всеобщей забастовки, перерастающей в вооруженное восстание. Хотя драма посвящена памяти ирландских революционеров, участников стачки 1913 года, в действительности содержание ее навеяно событиями 30-х годов, борьбой в Испании. В подзаголовке пьесы стоят слова: «Завтра, а может быть и послезавтра».

Как всегда у Кейси методом контраста подчеркнуто наличие в мире двух лагерей, враждебных друг другу. С одной стороны, сатирически, местами гротескно обрисованы фигуры священников, верных помощников имущих — чиновников, профбюрократов, обманывающих рабочих, с другой — образы рабочих. Впервые у Кейси лидеры изображаемой стачки коммунисты. Действие концентрируется вокруг одной темы и одного события — подготовки восстания.

Автор намеренно схематично рисует фигуры отдельных персонажей. Он хочет подчеркнуть, что не они как личности, а дело, которому они служат,- в центре его внимания. Хоры красных дружинников и желторубашечников комментируют поступки действующих лиц.

Следует заметить, что Кейси намеренно обратился в пьесе к приемам театра «Синей блузы», очень популярного в кружках английской театральной самодеятельности 20-х годов.

В пьесе «Звезда становится красной» много плакатного символизма: на груди дружинников — красная звезда, вождь восставших зовется Красный Джим, серебристая звезда, горящая в зимнем небе, внезапно кажется всем красной. Священники одеты в пурпур — цвет крови.

В отличие от пьесы «Плуг и звезды» финал этой пьесы оптимистичен. Хотя вожди восстания погибают, зритель убежден, что дело борющихся рабочих обязательно рано или поздно восторжествует. Этой мысли способствует символический мотив финала: звезда, загоревшаяся в небе, озаряет тела погибших вождей, звучит Интернационал.

Звезда становится все ярче и разгорается красным светом.




Романтика и героика в пьесах Шона Кейси