Романтизм Дон Кихота и трезвое благоразумие Санчо Панса
Две фигуры, которые действуют вместе и контрастируют одна с другой, — комические и полукомические — это древний и до сих пор живой мотив фарса, карикатуры, цирка, кино: худой и долговязый, низенький и толстый, хитрый и глупый, хозяин и слуга, просвещенный и уважительный, незнайка и простоватый. Разнообразнейшие комбинации — все это было в разных странах, в разных культурах, в разных комбинациях и переплетениях. А Сервантес создал единое в своем роде — кое-что безупречное», — так отозвался Э. Ауербах о творческой находке Сервантеса.
Почему
Близость между хозяином и слугой подтверждается и тем, что Санчо Панса проявляет гибкий, глубокий и острый ум и поднимается к вершинам ренессансных взглядов на человека и его место в жизни.
Пара героев, которые взаимодополняют друг друга, познают мир с взаиморегулирующей позиций, — одно из наибольших открытий Сервантеса. Достаточно сравнить первые пять разделов, в которых Дон Кихот странствует наедине со своими однообразными мыслями, со следующими, насыщенными диалогами с оруженосцем, чтобы понять гениальность интуиции Сервантеса. Дон Кихот и Санчо Панса похожи с теми сказочными персонажами, которые нужны друг другу, так как один из них зрячий, но безногий, а у другого, слепого, есть ноги. Так и Дон Кихот необходим Санчо, а Санчо — Дон Кихоту, так как первый видит только то, что внутри него, а второй — лишь то, что вне него. И Сервантес дал их друг другу в спутники.
Крестьянин, который сопровождает своего хозяина, развенчивает маниакальную деятельность Дон Кихота и бесплодность его книжных фантазий, вместе с тем именно он ощущает гуманистическую сторону ожиданий и поступков хозяина, который болеет душой за все человечество.
Романтизм Дон Кихота и трезвое благоразумие Санчо Панса