Романтизм и реализм: две эпохи художественного процесса ХІХ века

Рассматривая эти направления нельзя утверждать, что, дескать, когда закончился романтизм, то начался реализм. Это совсем не так, поскольку как романтизм, так и реализм развивались в первой половине ХІХ ст. в общей для них исторической и эстетичной ситуации. Иногда их развитие шло последовательно, иногда — параллельно, а иногда они переплетались.

Не забываем, что «европейский романтизм первой половины ХІХ ст. во многом формировался как направление в пределах общеромантичного потока» . Поэтому и не удивительно, что сначала эти направления

довольно «мирно сосуществовали», взаимообогащаясь художественными открытиями и достижениями. Да и сам термин «реализм» возник в 1850-х годах, тогда как первые реалистические произведения появились двумя десятилетиями раньше.

Во многих произведениях писателей-реалистов очевидно ощутимое влияние романтизма. Вспомним, например, что в реалистической повести Н. Гоголя «Шинель» присутствует яркий романтически-фантастический элемент — появление призрака Акакия Акакиевича Башмачкина. А в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» образ старого бандита Фейгина является своеобразным

олицетворением загадочных потусторонних сил зла или даже самого сатаны.

Подобную манеру персонификации мистических сил английский писатель-реалист унаследовал непосредственно от романтиков. И вдобавок реалисты не смогли бы так убедительно и точно описывать время и место действия своих произведений, если бы не позаимствовали у романтиков разработки историзма и воспроизведение местного колорита. Ведь для реалистов, как и для романтиков, принципиально важными остались, с одной стороны, правдоподобие и точность деталей, а с другой — достоверность «лица эпохи» в целом.

Как говорилось, реалисты уделяли большое внимание исследованию роли естественно-исторической среды и наследственности в формировании и развитии человека и общества.

Поэтому в реалистическом произведении характер, поступки да и, в конце концов, судьба персонажа были четко мотивированы, обусловлены его происхождением, образованием, профессией, кругом друзей, условиями жизни и, что очень важно, — конкретной исторической ситуацией, в которой он живет. И здесь писателям-реалистам понадобился художественный опыт романтиков относительно воспроизведения колорита конкретных наций или эпох.

Вместе с тем историзм реалистов существенно отличался от романтического. У романтиков он был в значительной мере как бы «антикварно-декоративным». Вместе с тем историзм реалистических произведений был «прагматичнее», научнее, поскольку он должен был оказывать содействие глубокому исследованию исторических корней и первоисточников определенных общественных явлений. Где-то с середины ХІХ ст. реалисты начали все активнее заявлять о своих расхождениях с традициями романтизма. Однако вопреки этому реализм никогда полностью не отбрасывал задел романтизма.

Например, если писателей-реалистов не устраивала романтическая идеализация художественного образа или наличия в произведениях романтиков «двух миров» , то любимое романтиками изображение постоянной изменяемости мира реализм не только позаимствовал, а и существенно углубил.

Прежде всего, если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на исследовании и объяснении явлений реальной жизни. Как и в эпоху Просвещения, возрастает удельный вес не эстетичной или гедонистической, а познавательной и воспитательной функций искусства. Писатели-реалисты стремились к «художественному анализу современного общества, раскрытию тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкой и неосознанностью» . Психологизм литературного произведения — это изображение писателем внутреннего мира героев: полное, проникновенное и скрупулезное изображение их чувств, эмоций, мыслей и переживаний, акцентирование внимания на тонком анализе психологии человека.

Психологизм в разной мере присущ произведениям разных эпох, но в эпоху реализма он имел свои особенности.

Так, Стендаль, изображая конфликт непокорного героя с общественным порядком, смело углубляется в «жизнь страстей» своего персонажа. Именно Стендаль сделал психологический анализ своеобразной «нормой» литературного творчества писателей-реалистов. Вместе с тем Бальзак мотивирует психологию своих героев преимущественно влиянием общественных законов и морали. Ближе к эпохе раннего модернизма психологизм литературных произведений немного изменяется: психология героя мотивируется преимущественно не социальными обстоятельствами, а иррационально-физиологическими факторами.

В частности, в реалистических произведениях решаются острые социальные проблемы, скажем, критикуется политика правительства Великобритании относительно содержания бедных сирот в ужасных условиях рабочих домов или невозможность талантливого плебея сделать карьеру и реализовать себя в строго регламентированном клановом французском обществе эпохи Реставрации.

Так, главный герой упомянутого произведения Жульен Сорель смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его совсем не за выстрелы в госпожу де Реналь, а за то, что он, плебей-выскочка, отважился «выцарапаться вверх», пробиться к высшему свету. Итак, художественная литература стала социальной, а особое внимание писатели-реалисты уделяли изображению человека в обществе: среда «лепит характер человека», как скульптор свое творение из глины или гипса. Однако есть здесь и обратная связь, поскольку и человек, в свою очередь, создает это общество.

Он способен принимать сознательное участие в его изменениях. Писатели-реалисты стремились воссоздать внутренний мир персонажа. Ведь без исследования скрытых «пружин», которые принуждают человека действовать именно так, а не иначе, его поступки невозможно ни мотивировать, ни объяснить, а реалисты как раз и стремились к этому.

С одной стороны, в человеческую душу будто бы и не заглянешь, а с другой — без знания ее самых тайных глубин и уголков невозможно мотивировать поступки, характер и судьбу персонажа.

Реалисты и старались изобразить внутренний мир своих героев, «осветить их души, всесторонне их исследовать, проникнуть во все их тайники, рассмотреть их под микроскопом» , просветить их души изнутри будто «волшебной лампой» , для чего они должны были сами будто «перевоплощаться» в своих персонажей. Именно в этом стремлении литературы реализма к «жизнеспособности» находятся истоки ее знаменитого психологизма, который существенно отличается от романтического. Дар проникновения писателей-реалистов в психику персонажей иногда граничит с ясновидением.

Здесь были использованы открытия и находки романтизма относительно воспроизведения тончайших порывов души героя, в частности — ее разногласий, которые так привлекали романтиков с их тягой к «поэтике контрастов». Однако реалисты сделали в этом направлении новый существенный шаг, хотя их иногда и упрекали, что их психологизм был весьма «умственным», рационалистическим. Этот специфический психологизм реалистической литературы заключается в качественно новом уровне изображения внутреннего мира человека и мастерства психологического анализа, в глубоком раскрытии сложности и непредсказуемости человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческого поведения. «Литературный психологизм начинается с расхождений, с невозможностью спрогнозировать поведения героя.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Романтизм и реализм: две эпохи художественного процесса ХІХ века