Романы о Тристане и Изольде

Романы о Тристане и Изольде В начале ХХ века французский академик Жозеф Бедье показал, что дошедшие не полностью стихотворные «Роман о Тристане» Беруля и «Роман о Тристане» Тома, лэ Марии Французской «О жимолости» , роман «Тристан» Готфрида Страсбургского, прозаический «Роман о Тристане» Люса дель Гата и Эли де Борона и множество других средневековых текстов восходят к недошедшему роману середины XII века, принадлежащему какому-то неизвестному, но гениальному автору, и попытался реконструировать первоначальный текст.

Жозеф Бедье Цикл стоит несколько особняком среди других средневековых романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VI века. Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские романы, в нем есть лишь элементы конструкции «романа дороги», почти не представлены куртуазные правила любви, есть несколько очень древних элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но жениться он не хочет.

В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами — только на

ней он женится. Это очень древний мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви. На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом. Его, раненого, потерявшего сознание, находит и излечивает Изольда.

Открыв глаза и увидев девушку с золотыми волосами, не зная еще, что это ирландская принцесса Изольда, Тристан испытывает сильное чувство — предвестник большой любви. Возникает моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку королю, а как человек он испытывает к ней привязанность, которая неминуемо должна перерасти в любовь. Вот здесь и сказывается гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек XII века, он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции, возникает вне брака. Как выйти из этого противоречия?

И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду о любви Тристана и Изольды с другой легендой — о волшебном напитке. Во время возвращения на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно выпивают любовный напиток, изготовленный служанкой Изольды, хотевший помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, которая начала складываться с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреоборимая страсть.

Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков-придворных, мешающих влюбленным и, в конечном счете, ставших одной из причин их к гибели. Автор создает роман о несчастной любви, которая, тем не менее, сильнее смерти. Эта повествовательная конструкция станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе, отразится в истории Франчески да Римини в «Божественной комедии» Данте, в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и во множестве других произведений. Образы Тристана и Изольды вошли в число «вечных образов».

Они нередко встречаются в различных литературах мира. Сюжет воплощен средствами музыки в опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда». К образам средневекового романа обращались художники разных стран, примером могут служить картины английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, примыкавшего к прерафаэлитам. По мотивам легенды о Тристане и Изольде в 2006 г. снят фильм «Тристан и Изольда» . Дж. У. Уотерхаус. Тристан и Изольда с Любовным зельем.

Кадр из фильма «Тристан и Изольда» . Изольда — София Майлс, Тристан — Джеймс Франко. Тексты: Le Roman de Tristan en prose /ed. par R. L. Curtis. T. 1-2.

München, 1963; Les Tristan en vers /Ed. de J. Ch. Rayen. P., 1974; в рус. пер. — Роман о Тристане и Изольде Средневековый роман и повесть. М., 1974. ; Легенда о Тристане и Изольде.

М., 1976; Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М., 2004. Обложка изд.: Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М.: Терра-Книжный клуб, 2004. Лит.: История французской литературы: В 4 т. Т. 1. М., 1946; Смирнов А. А. Роман о Тристане и Изольде по кельтским источникам Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы.

М.; Л., 1965; Козовой В. Роман о Тристане и Изольде Le roman de Tristan et Iseut /Renouvele par J. Bedier. Moscou, 1967; Михайлов А. Д. Легенда о Тристане и Изольде и ее завершение Philologica. Исследования по языку и литературе. Памяти акад.

Виктора Максимовича Жирмунского. Л,, 1973; Его же. История легенды о Тристане и Изольде Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней /5 изд.

М., 2008; Bedier J. Le Roman de Tristan par Tomas. T. 1-2. P., 1905; Eisner S. The Tristan legend: A Study in Sourses. Evanston, 1969. >Вл.

А. Луков Этапы литературного процесса: Средние века: Высокое Средневековье.




Романы о Тристане и Изольде