Россия в творчестве Пушкина
Гоголь назвал Пушкина национальным поэтом. Это было сказано еще при жизни поэта. Пушкин, конечно, знал, какое место он занимает в русской культуре и в жизни русского человека, и это заставляло его ответственно относиться к себе.
С веселой беспечностью в иные минуты он мог, конечно, своим легкокрылым стихом описать современность, смешивая серьезную строку с шуткой и каламбуром, — зачем же всегда быть важным? Вместе с тем он понимал, что его долг, долг первого поэта России, возвеличить национальную тему.
«Дела поэта — это его слова», — сказал он однажды и выразил эту мысль в стихотворении «Пророк» .
Мы помним жестокую фразу Маяковского — «перо приравнять к штыку». Пушкин имел в виду иное, а именно нравственную сторону поэзии — возбуждать в народе «чувства добрые», «милость к падшим», любовь к родине и народу, гордость за ее прошлое.
Он приветствовал появление в печати труда Карамзина «История государства Российского», расценил его как великий вклад в дело нации, а не только исторической науки.
Большую часть своего творчества поэт посвятил историческим событиям России, начиная с древности, со времен княжеской Руси, и до Петра Великого.
Его привлекали эпохи трудные, тревожные, опасные для народа.
Петр больше всего привлекал к себе внимание поэта. В бумагах его осталась примечательная фраза: «Петр соединил в себе Робеспьера и Наполеона». Он вряд ли пустил бы эту фразу в печать, но именно так охарактеризовал эту грандиозную историческую фигуру — соединившую в себе государственность Наполеона и жестокую непреклонность Робеспьера.
Петр занял собою две поэмы Пушкина — «Полтава» и «Медный всадник».
Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. — М.: Просвещение, 1997
Россия в творчестве Пушкина