Рождение поэта

С Пушкиным в литературу мощным потоком хлынула жизнь, уничтожив закостенелые литературные формы. И ему нужно было прокладывать новые пути1, создавать новое орудие для воплощения творческих замыслов, вдохновленных, подсказанных жизнью. Надо было преобразовать язык, пересоздать стих, обновить драму, найти новые принципы построения повествовательной прозы.

В начале сороковых годов, с еще большим обострением классовых противоречий, усиливается в русском передовом обществе критика действительности, и к середине десятилетия происходит

размежевание русского общества, формируется революционно-демократическая идеология Белинского», приходит к материализму Герцен и в его мировоззрении происходит эволюция от дворянской революционности к демократизму. Все это происходит, когда Пушкина уже давно нет в живых.

Некоторые черты повой революционно-демократической идеологии, начинающей формироваться в сороковые годы, революционер-демократ Белинский находит у Пушкина. Характеризуя во вторую половину сороковых годов период тридцатых годов, Белинский говорит о поверхностности и неопределенности в понятиях, о том, что это была эпоха, которая отличалась

«чувствами вместо мыслей, предощущениями вместо отчетливого сознания», «громкими словами и туманными фразами вместо теории». В этой оценке Белинского много самокритичности так как она сделана также и на основе личного опыта.

И вот в эту-то эпоху «поверхностности и неопределенности в понятиях» явился поэт с исключительной способностью к анализу, с трезвой все проникающей мыслью. Критик революционер-демократ писал, что поэзия Лермонтова сильна именно мыслью, что она «растет на почве беспощадного разума и гордо отрицает предание», то есть именно ту старую феодальную идеологию, на которой базировался строй господ и рабов. Еще раньше, в конце 1840 года, в период, когда Белинский освобождался от примиренчества с действительностью и выходил из идейного кризиса, он подчеркнул «необъятность содержания» творчества.

«Стихотворения Лермонтова», написанной в начале жизни — все это было болезнями роста поэта, трудностями переходного периода. На эти муки, на эту тоску откликнулся тогда «своим воплем, своим стоном» и Белинский, переживавший в тот момент те же муки переходного периода.

Реформа Пушкина определялась стоявшей перед ним реалистической задачей. Он приблизил свой поэтический язык к народному, сделал его понятным всем. Пушкин считал, что в зрелой словесности приходит время, когда писатели

«наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка, условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному».

Интонацию и самое строение стиха он приблизил к обыкновенной, простой, насыщенной чувством разговорной речи. В поэзии Пушкина благородная простота сменила «условные украшения стихотворства». Та же благородная простота сменила и «мишурный блеск» и «напыщенность» прозы.

Ее главными достоинствами Пушкин считал точность и краткость. Идейность, глубину содержания — непременным условием. «Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат»

И долго буду тем любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел, Что вслед Радищеву восславил я свободу И милосердие воспел,

Так подытожил Пушкин свой творческий путь.

Вступая в литературу, молодой Гоголь так определил особенности пушкинского мастерства:

«Никакого наружного блеска, все просто, но зато все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия». Как и позднее Белинского, Гоголя поражала точность слов и глубина их содержания у Пушкина. Гоголь говорил о смелости и отчетливости пушкинских эпитетов, о необыкновенном искусстве Пушкина: «немногими чертами означить весь предмет. Кисть его летает.

Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы». Формулируя, на основе творчества Пушкина, принципы реалистической поэтики, Гоголь писал:

«Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было совершенная истина»

Лермонтов пришел в литературу после того, как Пушкин уже «обрел» «новые звуки» для поэзии. Поэтическая реформа была произведена. Путь расчищен.

Широко открыв ворота для жизни, Пушкин открыл путь и для дальнейшего бесконечного развития русской литературы.




Рождение поэта