Рождественские праздники в формировании духовности

Родственный обряд накануне Нового года на Щедрый вечер. Все люди с нетерпением ждут Нового года. Считается, что это какая-то граница, за которой останется все старое, плохое и начнется новое, лучше. Поэтому новогодние праздники и раньше, и сейчас отмечаются очень пышно. Когда-то в этот период существовало много обычаев и обрядов.

И святой вечер, и Щедрый вечер, и вождение Меланки и козы, и праздник Василия, и ворожение девушек. Каждое такое действо было преисполнено глубокого содержания, имело свою цель. Во-первых, восхвалять и Бога, и тружеников,

которые вырастили урожай, принесли благосостояние в семью.

Во-вторых, отогнать злые силы, которые бы помешали крестьянину в его работе. И, в конце концов, увидеть будущую судьбу, обеспечить урожай нового года.

На Новогодние праздники, как когда-то, так и теперь, стараются не ссориться, прощать друг другу, не ходить что-то брать взаймы, так как это считается плохой приметой. Таким образом, в этих народных обычаях отразились стремления людей, их желания и мечты жить в добре и благосостоянии, в мире и согласии.

У древних славян были разные обряды, разные религиозные праздники, которые осуществлялись в определенное

время, повторялись в определенные дни, на одном и том же месте. Праздник Спас, всегда происходит 19 августа. В церкви в этот день святят груши, яблоки, мед или пучок ржи и пшеницы.

По народным верованиям, грех было есть к Спасу яблоки. Вернувшись из церкви, семья собиралась за праздничным столом, ела яблоки с медом, чтобы сад дал хороший урожай.

Троица или Пятидесятница известные в Украине как зеленые праздники. Троица — праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа к апостолам, после чего они начали понимать разные языки и говорить на них. В Зеленых праздниках — отголосок старинных верований наших предков, которые старались защитить цветущие нивы от очень опасных в этот период полевых духов, кикимор, русалок, которые могли влиять на будущий урожай. Итак, много праздников происходило от первичной веры в зависимость человека от сверхъестественных сил.

Но основой «праздников» был трудовой сельскохозяйственный календарь, который определял жизнь земледельца.

Рождественские праздники — самые почитаемые и ожидаемые торжества у нашего народа. Заканчивался цикл сельскохозяйственных работ, собирали основы будущего урожая. Нужна была и моральная поддержка этому. В колядках, щедривках люди прославляли Бога, заботливых хозяев, которые хорошо потрудились — вырастили скот, урожай и получили благосостояние для семьи. Для каждого члена семьи были свои величальные песни.

И здесь крестьяне выступали князьями и княгинями, ясными месяцем и звездой, бравыми молодцами. Щедрувальники старались не обойти ни богатого жилья, ни бедного, всем желали счастья и здоровья. Таким образом, воспитывалось уважение к труженикам, хорошим хозяевам, к старшим вообще.

Чувство доброты и милосердия подсказывали, что поздравлять надо всех, даже тех, кто не мог щедро одарить.

Празднование Рождественских праздников воспитывало еще и эстетичные вкусы, тягу к прекрасному. Ведь дом прибирался как можно лучше, украшался полотенцами. Одевалась наилучшая одежда.

А какие красивые песни пелись, какими причудливыми были в новогодних сценках-спектаклях вождения Меланки, козы! Все это требовало и художественного вкуса, и способностей, и чувство меры, такта.

Итак, Рождественские праздники отыгрывали в формировании духовности народа значительную роль. Хорошо, что лучшие наши традиции начинают постепенно возрождаться.

Вся жизнь крестьянской семьи была связана с сельскохозяйственными роботами, с думами о будущем урожае. Именно этому подчинялись все другие родственные события, даже свадьбы. От того, как уродит земля, зависело благосостояние семьи. Поэтому существовало много примет и предрассудков, которые могли бы дать ответ хозяину, чего же ему ждать.

С давних пор крестьяне наблюдали за природой, за погодой и строили предсказания, привязывали их к религиозным легендам. Большинство из этих наблюдений в самом деле соответствуют действительности, так как проверены временем.

Весенне-полевым работам предавали большое значение — именно тогда спорили основы будущего урожая. Недаром говорит народная пословица: весенний день год кормит. На первую пахоту, сев шли, как на праздник, с чувством глубокого почета к честной земледельческой работе, к земле-кормилице, выполняли разные обряды, чтобы «задобрить ниву».

Итак, крестьяне использовали все возможные средства в борьбе за лучший урожай, за благосостояние. И вера, вековой опыт помогали им, поддерживали в нелегком соревновании с природой за свою лучшую жизнь.




Рождественские праздники в формировании духовности